Карта с сайта www.rg.ru
Консорциум трубопроводного проекта «Белый поток» считает, что в Каспийском регионе имеется достаточно ресурсов газа для того, чтобы реализовать несколько проектов в рамках европейской концепции «Южного Коридора», предполагающей диверсификацию источников и маршрутов энергопоставок в страны ЕС.
«Мы уверены, что в Каспийском регионе могут быть доступны достаточные объемы газа для его транспортировки в западном направлении в течение следующих десяти лет», — сказал Trend по электронной почте председатель британской компании White Stream Pipeline Company Роберто Пирани.
По данным BP, на 1 января 2010 года суммарные доказанные запасы газа в таких каспийских странах, как Азербайджан, Туркменистан и Казахстан, превышают 11 триллионов кубометров.
«Южный Коридор», являющийся приоритетным для ЕС энергетическим проектом, направленным на увеличение энергетической безопасности европейских стран, включает в себя такие проекты, как «Белый Поток», «Набукко», ITGI (Турция-Греция-Италия) и Трансадриатический трубопровод (TAP).
Акционеры проектов «Южного Коридора» рассматривают азербайджанский газ в качестве основы заполнения своих газопроводов на первой стадии их реализации. В частности, надежды возлагаются на газ, который будет добываться на второй стадии разработки азербайджанского газоконденсатного месторождения «Шах Дениз», намеченной на 2016-2017 годы.
Азербайджанское месторождение «Шах Дениз» является одним из крупных в мире. Его запасы оцениваются в 1,2 триллиона кубических метров газа. Пиковая добыча на месторождении в рамках первой стадии разработки прогнозируется на уровне 8,6-9 миллиардов кубических метров. В 2010 году на месторождении предполагается добыча 7,8 миллиарда кубических метров газа. Сейчас газ транспортируется в Грузию и Турцию по Южнокавказскому газопроводу. Согласно прогнозам, в рамках второй стадии разработки месторождения объем добычи газа будет доведен до 25 миллиардов кубических метров в год.
По мнению Пирани, только лишь газа из Азербайджана хватит как для газопровода «Белый Поток», так и «Набукко».
Несмотря на то, что в краткосрочной перспективе ожидать достаточного объема газа не стоит, ввиду того, что проект «Шах-Дениз-2» до сих пор не санкционирован, Пирани считает, что Азербайджан сможет достичь высокого уровня экспорта газа в ЕС за счет других месторождений.
Азербайджан рассчитывает на то, что через 5-7 лет увеличит экспорт своего газа в различных направлениях за счет проекта «Шах Дениз-2», перспективных структур «Абшерон», «Нахчыван», «Бахар», «Умид-Бабек», и разработки глубокозалегающего газа нефтяного месторождения «Азери-Чираг-Гюнешли». В этот список, по словам Пирани, могут быть включены некоторые другие месторождения, такие как «Шафаг-Асиман», «Зафар-Машал» и «Ашрафи-Дан Улдузу».
«Мы считаем, что по завершении нами процесса получение пакета разрешительной документации на «Белый Поток», который утвердит проект в качестве крупной транспортной инфраструктуры, некоторые из указанных месторождений перейдут в более быструю стадию развития», — сказал Пирани.
Первоначальная мощность трубопровода «Белый поток» составит 8 миллиардов кубических метров в год, которая позже будет увеличена до 16, а затем до 32 миллиардов.
По словам Пирани, проект «Белый Поток», наряду с проектами «Набукко» и ITGI является неотъемлемой частью «Южного Коридора». Будущие потребностей ЕС в газе и прогнозы по потенциальным поставкам позволяют, по его словам, реализацию не одного, а нескольких трубопроводных проектов. В такой сложной ситуации, которая имеется в Каспийском регионе, для эффективного сокращения рисков транспортировки необходима одновременная реализация более одного транспортного проекта, считает Пирани.
Пирани считает, что существует необходимость взаимодействия таких проектов. В частности, по его словам, взаимодействие проектов «Белый Поток» и «Набукко» рассматривается в качестве важного элемента для успешного открытия Каспийского региона для европейских рынков.
«Концепция проекта «Белого Потока» заключается не в том, чтобы заменить «Набукко», или же конкурировать за ресурсы или объемы газа, а в том, чтобы создать взаимодействие, которое приведет к сокращению рисков транспортировки, и, тем самым, значительно увеличит объемы имеющегося в наличии газа», — сказал Пирани, как передает «Тренд».
Источник: «Нефть России»
Комментарии