Дорогое сырьё раздувает инфляцию в мире

Bo всём мире цены на сырьевые ресурсы резко увеличиваются. На продукцию аграрного сектора цены повышаются неимоверно быстро. Это является толчком для инфляции, прежде всего, в таких странах как Китай, где зарплата рабочим увеличивается быстрыми темпами. Но и в Германии деньги имеют всё меньшую стоимость.

Это невероятно, но цены на сырьё сильно растут — несмотря на то, что экономика всё ещё не на подъёме. Индекс цен на сырьё (кроме энергоносителей) Института мировой экономики г. Гамбург (Германия) в пересчёте на евро уже превысил максимальный уровень лета 2008 года.

Ситуация напоминает весну 2008 года: тогда тоже бензин, металлы и сельскохозяйственные продукты были крайне дорогими, а в таких странах как Мексика происходили голодные бунты. Так же и сейчас в некоторых странах опасаются политических волнений.

И как летом 2008 года, быстрорастущие цены на сырьё вызывают инфляцию. Тогда некоторые эмиссионные банки, среди которых был ЕЦБ (Европейский центральный банк), сопротивлялись росту цен. Но они ничего не могли поделать с этим. Процесс был остановлен только посредством банкротства банка «Lehman» осенью 2008 года и последовавшим за этим мировым экономическим спадом.

Но сейчас вновь есть угроза мировой инфляция, которая начинается с роста мировых цен на сырьё и затем выплёскивается в остальную экономику. Ведь основные тенденции подорожания в последние два года энергоносителей, продуктов питания и металлов по-прежнему сохраняются:

  • Развивающиеся страны переживают быстрый рост, требующий много сырья. Идёт ли речь о пшенице, меди или бензине, спрос Китая, Индии и подобных стран на такие продукты выше, чем западный спрос. Быстрая индустриализация в развивающихся странах подгоняет спрос. Сотни миллионов населения там настроены на образ жизни среднего класса по западному образцу, потребляющий много сырья.
  • На Западе, с другой стороны, увеличивается спрос на сельскохозяйственные продукты, чтобы заменить нефть биотопливом. Растёт спрос на сельскохозяйственное сырьё для промышленности.
  • Спекуляции усиливают реальную нехватку сырья и обеспечивают значительный рост цен. Так, рынки пшеницы реагируют сегодня крайней волатильностью на пожары в России.
  • Центробанки оставляют всё на самотек. Особенно это касается американской Федеральной резервной системы и Европейского центрального банка. Их приоритеты сместились из-за финансового кризиса. И наряду с целью стабильности стоимости денег появилась цель, прежде всего, финансовой стабильности. Из-за этого центробанки вкачали очень много денег в рынки и создали тем самым глобальный избыток ликвидности. И все эти деньги должны теперь куда-то вкладываться — и направляются на сырьевые рынки.

На первый взгляд разговоры об опасности инфляции могут показаться странными. В конце концов, уровень инфляции в Северной Америке и Западной Европе весьма невысок. Кроме того, экономическая ситуация в США вновь замирает, безработица остаётся высокой, а в таких странах «еврозоны» как Ирландия есть беспокойство, скорее, о развитии дефляции. Даже дорогая нефть сама по себе не ведёт к инфляции, отчего центробанки ориентируются, прежде всего, на «базовую инфляцию», которая не учитывает цены на сырьё.
И всё же для успокоенности мало причин. «Самонадеянность очень опасна», предупреждает экономист «Morgan Stanley» Маной Прадхан центробанки мира. Особенно в развивающихся странах высокие цены на продукты питания ведут непосредственно к повышению розничных цен — просто потому, что бедные потребители тратят относительно много денег на еду. В Индии доля цен продуктов питания в индексе потребительских цен достигает около 50%, в России — 40 %, в Китае и Бразилии — около 30%. В богатых же странах население тратит в среднем менее 20% на еду.

В Китае зарплаты частично выросли на 50%

Другими словами, более дорогие продукты питания для большей части населения в развивающихся странах являются чувствительными. Если, как в прошлые месяцы, цены на продукты питания в Индии вырастут за год на 15-20% или в Китае более чем на 5%, то это оказывает воздействие на всю структуру цен.

Для того, чтобы из сырьевого импульса родилась собственная инфляционная динамика, должны, конечно, вырасти зарплаты. Но это дело долгого времени. Так, например, в Китае — стране с якобы бесконечным предложением дешёвой рабочей силы — заработок рабочих-отходников вырос в прошлом году на целые 17%. Недавно шумиху вызвала забастовка на китайской фабрике компании «Honda», в результате которой оплата труда персонала выросла почти вполовину.

Это замечательно, что люди там могут зарабатывать больше. Однако размер повышения зарплат показывает, насколько большим является скрытый потенциал инфляции.
Германии также грозит спираль зарплата-цена

В Германии также есть все предпосылки для спирали зарплата-цена: бум в развивающихся странах стимулирует местную промышленность; спрос на рабочую силу значительно растёт. Параллельно этому действует демографический поворот, который сокращает предложение рабочей силы, как показывают идущие дискуссии о нехватке специалистов. Следствие — растущие зарплаты.

Экономисты «Commerzbank» рассчитывают, что начиная с будущего года заработная плата в Германии очевидно вырастет. И это будет оказывать влияние в общем на развитие цен: «Инфляция ещё спит, но будильник уже включён».

Для центробанков это должно бы быть достаточным основанием для того, чтобы наметить выход из программ ликвидности. По меньшей мере, это следует сделать в Китае и Индии, но и в Германии тоже. Деньги, которые были закачаны в рынки, должны быть поглощены.
Однако до тех пор, пока такие экономики с большой задолженностью как США, Великобритания, Испания и Греция находятся в затруднительном положении, центробанки не смогут ограничивать глобальный денежный поток.

Счёт придёт позднее: в виде более высокого уровня инфляция.

Источник:  “Spiegel online”, Переводика

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *