«Нефтяные войны» между Россией и ОПЕК уступили место встречному движению по тонкому канату. С таким дипломатическим багажом картель, контролирующий 40 процентов мировой добычи нефти, подошел к своему 50-летию. Сегодня ОПЕК готов принять в свои ряды второго мирового поставщика нефти. Россия, однако, пока не собирается вступать в альянс, предпочитая партнерский диалог брачному контракту.
ОПЕК родилась 50 лет назад в Багдаде. Организацию основали Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия. Позже в картель вошли ОАЭ, Нигерия, Ливия, Индонезия, Катар и Алжир. СССР вел переговоры о вступлении в ОПЕК. Но такое решение не было принято по политическим причинам, напомнил в интервью «Голосу России» директор фонда «Национальной энергобезопасности» Константин Симонов:
«СССР не хотел политической зависимости от исламских государств. Тогда отказ обернулся серьезной ошибкой, ибо именно ОПЕК способствовал развалу страны. США уговорили Саудовскую Аравию в обмен на поставки ей новейших вооружений резко увеличить в начале 80-х годов производство нефти и обвалить мировой рынок. В результате СССР лишился значительной части своих доходов. Все это кончилось его распадом».
Еще одна «нефтяная война» вспыхнула между ОПЕК и Россией в июле 2002 года. На фоне падения цен на нефть картель потребовал от Москвы сократить ее экспорт, угрожая вообще обвалить цены. Конфликт был исчерпан в связи с ростом цен на нефть в начале 2003 года накануне вторжения США и Великобритании в Ирак.
Сегодня главное для Россия и ОПЕК — добиться стабильности и предсказуемости мировых цен на энергоресурсы. Для этого Москва предлагает картелю объединить усилия. Речь идет не о ценовом сговоре, а о совместных мерах в борьбе с международным манипулированием нефтяными ценами. В частности, чтобы избежать спекулятивных маневров участников рынка, Россия предлагает ОПЕК перейти на долгосрочные контракты по поставкам нефти. Напоминая при этом своим партнерам, что резкий рост цен на нефть в 2002-2008 годах спровоцировали не столько возросшие аппетиты Китая, Индии и других стран, сколько приход на нефтяной рынок глобальных финансовых игроков — хэдж-фондов, индексных фондов и других финансовых структур.
Среди других предложений России в адрес ОПЕК — создать новую систему торговли нефтью, которая позволяет избежать спекулятивных торгов фьючерсами. А также ввести новые марки нефти, торгуемые на бирже. Цены на них предлагается определять не с высоты «менторского желания» картеля, а с учетом рыночной стоимости корзины основных валют. Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа может быть включена в новую мировую систему биржевой торговли нефтью, в первую очередь российской марки «Urals».
При этом Россия пока не собирается вступать в ОПЕК, чтобы не сковывать себя обязательствами квотировать свой экспорт. Кресло постоянного представителя при секретариате картеля в полной мере позволит поддерживать устойчивый и оперативный обмен мнениями по всем вопросам и реализовывать предложения по улучшению ситуации на рынке. Москва предлагает также подключить других производителей — Казахстан, Азербайджан, Норвегию и Бразилию — к координации позиций на мировом нефтяном рынке.
Кроме того, факт вступления России в ОПЕК может иметь и политические последствия. Вот как комментирует такую возможность Председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник: «Конечно, нас станут лучше понимать представители добывающих стран. Более эффективными станут совместные действия, поскольку речь идет о довольно тесном сообществе. Но, например, в «восьмерке» мы будем отчетливо фигурировать, как составная часть картеля и сугубо добывающая страна (и лобби других таких стран). Функция нормальная, прагматичная, однако не совсем подходящая для облика великой России. Думая о будущем, важно учитывать не только выгоду, не только материальный, но и морально-статусный аспект.»
Комментарии