Авария в Мексиканском заливе должна стать предостережением для прибрежных стран, которые в погоне за прибылью готовы идти на значительный риск, осуществляя добычу на шельфе. Повторение подобной аварии в Каспийском, Черном, Охотском или Балтийском морях, а в перспективе и Арктических морях может превратить их в масштабные зоны экологического бедствия у берегов России.
2010 год войдет в историю техногенных катастроф на морских платформах в Мировом океане гигантским масштабом нефтяного загрязнения, в несколько раз превышающего масштабы крупнейшей аварии танкера «Эксон Валдез» в 1989 году. Речь идет об утечке нефти из скважины «Макондо» в результате разрушения нефтяной платформы Deepwater Horizon, управляемой компанией British Petroleum (ВР), 20 апреля 2010 года.
Крупнейшая техногенная катастрофа в истории США заставила американскую администрацию приступить к кардинальной реформе в нефтяной отрасли.
В первую очередь это коснулось административных решений. Служба по управлению полезными ископаемыми будет разделена на три отдельных ведомства, каждое из которых будет нести ответственность за достаточно узкое направление работ, что повысит эффективность оценок относительно безопасности новых проектов, выдачи лицензий на разработку и проверку хода освоения месторождений. Это в определенной мере позволит снизить уровень коррупции. Усиление контроля за разработкой шельфовых месторождений может привести к резкому удорожанию добычи, поскольку потребует пересмотра и выработки усиленных стандартов безопасности и дополнительных мер по ее обеспечению.
За административными решениями последовали и технологические. Четыре мировые нефтяные компании – Exxon Mobil, ConocoPhillips, Chevron (США), а также британско-нидерландская Royal Dutch-Shell – создадут систему ликвидации утечек нефти при освоении глубоководных районов. На создание новейших технологий по борьбе с разливами нефти они готовы потратить 1 млрд. долл. Так компании пытаются предоставить дополнительные гарантии экологической безопасности правительству США. Новая система, по мнению ее создателей, будет способна функционировать на глубине до 3 тыс. метров, что в два раза превышает глубину, на которой случилась утечка нефти из скважины в результате аварии в Мексиканском заливе.
Апрельская авария на буровой платформе BP заставляет по-новому взглянуть на планы прикаспийских государств увеличить добычу на месторождениях Каспийского моря, а также на транспортировку углеводородных ресурсов на внешние рынки танкерными флотами, а в перспективе – по трубопроводам, которые, возможно, пройдут по дну Каспия.
Реакция на аварию в Мексиканском заливеПервым государством, кто обратил внимание на данную проблему, была Турция. Министр энергетики Турции Танер Иылдыз отметил необходимость принятия экстренных мер, направленных на защиту черноморских проливов, особенно с учетом прогнозируемого роста судоходства.
Реакция российских властей на аварию в Мексиканском заливе не заставила себя долго ждать. Она во многом повторяет подходы американской стороны. Спустя месяц после катастрофы в Мексиканском заливе российский президент дал поручение правительству разработать законопроект «О защите морей России от нефтяного загрязнения», который урегулировал бы отношения в случае загрязнения нефтью российского шельфа. На саммите G20 в Торонто президент России Дмитрий Медведев внес предложение по созданию компенсационных фондов, из которых должны возмещаться затраты на ликвидацию разливов нефти. Создание фондов ляжет на плечи нефтяных компаний.
Акцентировал внимание на данной проблеме и руководитель российских нефтегазопромышленников Ю.Шафраник, который призвал к резкому повышению технической, технологической и профессиональной надежности, а также наведению еще более жесткого контроля и жесткого порядка на шельфе.
Следует отметить, что лидер российских нефтяных компаний «ЛУКОЙЛ» уже отработал технологию нулевого сброса на ранее пробуренных скважинах в российской акватории Каспийского моря с учетом высоких природоохранных стандартов, утвержденных международным аудитом.
Но после аварии в США российским нефтедобывающим компаниям скорее всего придется пересмотреть вопросы раннего предупреждения подобных аварий и уделить особое внимание созданию подводной робототехники.
Авария в Мексиканском заливе должна стать предостережением для прибрежных стран, которые в погоне за прибылью готовы идти на значительный риск, осуществляя добычу на шельфе. Повторение подобной аварии в Каспийском, Черном, Охотском или Балтийском морях, а в перспективе и Арктических морях может превратить их в масштабные зоны экологического бедствия у берегов России.
По материалам: Независимая, EnergyIntel
Комментарии