Ирак, от которого ничего не осталось
Верхняя планка финансовых затрат на «Шок и трепет» заставляет испытывать то и другое – около 1 триллиона долларов. Или 5 тысяч долларов на войну – в секунду.
Здесь неуместно говорить, что эта сумма дважды превышает расчётные потребности всей Африки в продовольствии и энергоресурсах.
Обратимся к прогнозу развития самого Ирака.
По незапальчивому мнению западных политологов, страна в нынешнем виде просуществует столько, сколько американцы готовы вкладывать в экономическую (то есть, энергетическую) централизацию Ирака. А это – единственный устойчивый фактор межобщинного кооперирования. Для чего придётся либо ежегодно вкладывать не менее 80 миллиардов долларов только в «социальные сети энергодобывающего и транзитного комплекса», или содержать не менее 300 тысяч «жандармов» любых национальностей.
Первый вариант предсказуемо приведёт к удорожанию иракской нефти на 20–30% (в мировом измерении – до 90 долларов за баррель). При стоимостном выражении нынешнего объёма американского нефтеэкспорта из Ирака это составит до 160 миллиардов долларов в год, что по существу обессмысливает тамошние поставки в США.
Либо вынудит весь Ирак существенно сократить объём нефтедобычи, с чем решительно не согласятся японцы и европейцы, суммарно закупающие здесь около 70% главного здешнего энергопродукта.
Иными словами, иракский вентиль оказался менее податливым, чем на это рассчитывали.
Второй, то есть «жандармский» вариант ничем не отличается от досентябрьского режима охраны одного из главных «бензобаков планеты». Поэтому эти и иные, более понятные специалистам подсчёты подводят к единственному рациональному выходу – сделать ставку на богатый нефтью и относительно однородный Курдистан, а также транзитные магистрали и терминалы, перепоручив Аллаху всё, что раньше называлось Ираком.
Порядок по бен Ладену – геополитика ХХI века?
Так стоит вопрос о будущем не только Ирака. Он, кстати говоря, с марта с.г. «управляется» вообще без правительства – президентом-курдом, признаваемым в основном на своей малой родине.
Парадокс состоит в том, что единственным видимым поводом к реинтеграции страны служит окончательное экономическое, следовательно, политическое отделение иракских курдов. В этом некоторые политологи усматривают стимул для арабо-иракской (шииты + сунниты) консолидации.
Но это обострит как минимум два конфликта. Первый – Турции с США и Западом – из-за получения («приобретения») Курдистаном фактической независимости.
Предпосылкой тому служат до 15 миллионов турецких курдов, уже под 60 лет держащих фронт против «федералов» из Анкары.
Впрочем, этот конфликт, охватывающий, в том числе, европейское правовое поле, может продолжаться ещё хоть 60 лет. Ибо Анкара не менее заинтересована в евроинтеграции, чем в «окончательном решении проблемы курдского терроризма-сепаратизма».
Второй конфликт с признаками внутривидового (значит, особо непримиримого) противостояния вызовет «водораздел» по Ормузскому проливу – шииты, включая иракских арабов, против суннитов. К последним относятся не только 5 миллионов иранских курдов, но и миллиардный исламский мир.
Беспрецедентные для локального конфликта миллионные потери в 10-летней ирано-иракской войне 1979–1988 гг. указывают на потенциал не только межгосударственного и межнационального антагонизма, но и конфессионально-союзнических амбиций двух центров силы, находящихся вне «зоны действия европейской правовой сети».
Речь идёт о 75-милионном шиитском Иране – самой молодой по населению, экономически дерзкой и идейно консолидированной региональной державе.
И политически рыхлом, но более чем многочисленном суннитском мире, защитниками которого всё чаще выступают единомышленники бен Ладена – будь он сам жив или мёртв.
Экспорт хаоса в Ирак с последующим натравливанием одной тамошней общности на другую (во имя ослабления их антизападной результирующей) сыграл в этом смысле роль тлеющего запала «чужой» войны с последствиями явно не региональными.
Борис ПОДОПРИГОРА, президент Санкт-Петербургского клуба конфликтологов
Источник: ЛР
Комментарии