В ближайшие дни на рассмотрение российско-казахстанской рабочей группы будет представлен план соединения Каспийского и Азовского морей. “Известиям” удалось узнать некоторые подробности нового мегапроекта, обещающего стать самым дорогим за всю историю современной России.
Как большинство других мегапроектов, скажем мост на остров Русский или поворот сибирских рек, идея соединить Каспий и Азов появилась в 1930-е гг. Тогда же был наполовину построен Манычский канал, идущий от Азова к Каспию через Краснодарский край и Ставрополье, но потом работы остановила война. После войны запустили Волго-Донской канал и продлевать Манычскую артерию до Каспия не стали. Но в 2007 г. Владимир Путин заявил о необходимости расширения внутренних водных путей, после чего сталинский проект получил второе дыхание. Идея пару лет относилась к разряду перспективных, а в 2009 г. Евразийский банк развития выделил 2,7 млн долл. на исследование параметров двух возможных вариантов: канала “Евразия” и второй нитки “Вол-го-Дона”. Возглавил исследование институт “Гидропроект”. Результаты работы, находящиеся под грифом “секретно”, сегодня уже фактически готовы. Теперь совместной российско-казахстанской рабочей группе предстоит выбрать лучший из вариантов. Окончательное решение будет приниматься, как планируется, на уровне руководителей России и Казахстана.
Сразу возникает вопрос: зачем, собственно, нужно тратить миллиарды долларов на новое соединение Каспия и Азова? В конце концов Волго-Донской канал сегодня худо-бедно функционирует и пропустить относительно небольшие танкеры с казахской нефтью он в принципе (после некоторой модернизации) сможет.
Как говорил ранее Владимир Путин, бывший тогда президентом, появление нового канала “не просто даст выход прикаспийским государствам в Черное и Средиземное моря, то есть в Мировой океан, а качественно изменит их геополитическое положение, позволит стать морскими державами”.
А какие преимущества новая артерия обеспечит России, у которой нет проблем с доставкой своих углеводородов в Европу?
— Это вопрос геополитический, — отмечает лидер Международного евразийского движения Александр Дугин. — В обмен на создание канала “Евразия” Россия усиливает свое влияние в Казахстане. А если к этим двум странам присоединятся еще Азербайджан и Иран, также выходящие к Каспию, то может сложиться новый нефтяной картель, не уступающий ОПЕК.
Это, безусловно, вопрос еще и экономический. Россия, создав у себя транзитный коридор, сможет получать прибыль за провоз грузов по ее территории. Главный груз — это нефть. На Каспийском шельфе открыто 20 нефтегазовых месторождений и выявлено более 250 перспективных нефтеносных участков. Прогнозные ресурсы месторождений нефти ориентировочно составляют примерно 6 — 10% мировых запасов. Пока значительная часть казахских углеводородов прокачивается через нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума. Есть и другие маршруты, например посредством трубопровода Баку — Джейхан. Но в любом случае казахской стороне приходится возить нефть через Каспийское море танкерами, чтобы закачать ее в трубу, а затем платить за пользование трубопроводами. Затем, уже на Черном море, нефть снова грузят на суда. Выходит накладно. В настоящее время только перекачка через КТК обходится в 38 долл./т, а через Баку — Джейхан — еще дороже. Проводка танкера через канал станет менее затратной.
Но речь не только о казахской нефти. Если вдобавок будет создан трансконтинентальный маршрут, соединяющий по суше промышленные районы Китая с Каспием, то новая артерия станет новым каналом поставок китайских товаров. Такой путь может составить конкуренцию морскому маршруту через Суэцкий канал, — пишут “Известия”.
Источник: Позитивная Россия
Комментарии