Перспективы добычи сланцевого газа в Европе остаются смутными

Глава одной из крупнейших нефтегазовых сервисных компаний мира утверждает, что добывать сланцевый газ в Европе может оказаться намного сложнее, чем в Соединенных Штатах, из-за проблем, связанных с возможным ущербом для экологии, а также из-за ряда других трудностей.

«Не следует недооценивать проблемы», — заявил в среду исполнительный директор компании Schlumberger Эндрю Гулд (Andrew F. Gould).

«Заниматься бурением и добычей сланцевого газа в Центральной Европе – совсем не то же самое, что в южных штатах Америки. Этому есть множество причин финансового, логистического, социального и юридического характера», — заявил г-н Гулд в ходе организованной International Herald Tribune конференции «Нефть и деньги» («Oil & Money»).

Сланцевый газ – это природный газ, содержащийся в богатой органикой породе с прослойками алевролита и песчаника. Добывать сланцевый газ намного сложнее и дороже, чем обычный. Кроме того, процесс добычи подразумевает выход на поверхность большого количества загрязненной воды, которую необходимо откачивать, чтобы она не просочилась в местные источники питьевой воды.

По словам г-на Гулда, необходимо разработать новые инструменты, позволяющие определять наиболее продуктивные места в породе, из которых можно извлечь больше всего газа. Это позволило бы уменьшить издержки и ограничить использование воды, однако, по его словам, «разработка технологии пока находится на ранней стадии».

До 80 процентов используемой в ходе добычи сланцевого газа воды не удается очистить, заявил он.

Вольф Регенер (Wolf E. Regener), глава американской компании BNK Petroleum, изучающей перспективы добычи сланцевого газа в Польше и Германии, признает необходимость очищать больше воды, что требует использования более безопасных для экологии химикалий и реагентов.

«Есть еще пара вопросов, с которыми я бы хотел разобраться», — добавил он, подразумевая методы создания вокруг ствола скважины трещин для выхода газа.

Г-н Регенер не считает эти препятствия непреодолимыми. В тех случаях, когда земля вокруг скважин в таких странах, как Польша, находится в частной собственности у мелких землевладельцев — что потенциально ограничивает добычу — по его словам, можно было бы использовать технологии горизонтального бурения, не мешающие сельскому хозяйству и тому подобной деятельности.

«Мы больше, чем когда-либо уверены, что сланцевый газ можно добывать в Европе», — заявил г-н Регенер.

В случае Европы отдельный вопрос заключается в том, в какой мере сланцевый газ может уменьшить зависимость Европейского Союза и стран, ранее формально входивших в советский блок, от поставок природного газа из России.

Марсель Крамер (Marcel Kramer), глава проекта газопровода «Южный поток», ведущую роль в котором играет российский Газпром, заявил на конференции, что экологические последствия добычи сланцевого газа в сочетании с ее стоимостью могут ограничить ее в Европе. Трубопровод «Южный поток» должен поставлять российский газ напрямую в Болгарию в обход Украины.

Оксана Грищенко — аналитик, консультирующий украинское Министерство энергетики, — утверждает, что правительство в Киеве готово приложить все усилия, чтобы принять благоприятное законодательство и предложить стимулы компаниям, которые могут попробовать добывать сланцевый газ на Украине. «Мы потребляем много газа и очень зависим от России, — говорит она, – поэтому для Украины добывать больше газа жизненно необходимо».

Пока добыча сланцевого газа растет в основном в Соединенных Штатах. По данным американского Управления по энергетической информации за последние десять лет она возросла в восемь раз и сейчас составляет 10 процентов от всей добычи газа в Америке. В общей сложности на долю сланцевого газа приходится 20 процентов всех доступных газовых ресурсов США.

Управление по энергетической информации предполагает, что к 2030 году сланцевый газ будет занимать 7 процентов мирового газового рынка.

Впрочем, сколько сланцевого газа есть в Европе, и сколько его можно добыть, пока непонятно.

«Пока, честно говоря, Европа не слишком вдохновляет», — говорит Вальтер ван де Вейвер (Walter van de Vijver), глава специализирующегося на разведке и добыче углеводородов подразделения индийской компании Reliance Industries.

Следует учесть большую вероятность того, что в некоторых частях Европы порода может оказаться менее удобной, чем в Соединенных Штатах, считает старший научный сотрудник лондонского исследовательского института Чатем-Хаус Пол Стивенс (Paul Stevens). По мнению г-на Стивенса, повторить в Европе успех США будет трудно, так как западноевропейские месторождения сланцев «меньше, беднее газом и глубже залегают». Кроме того, «они часто отличаются высоким содержанием глины, что не способствует применению технологии гидроразрыва».

Европа также относительно густо заселена, и это означает, что добыча сланцевого газа может вызвать сопротивление со стороны местных жителей, которым бурение зачастую создает неудобства. Г-н Стивенс добавил, что связанное с буровыми работами загрязнение окружающей среды может подпадать под европейские запреты.

Вашингтон пытается помочь европейцам и странам за пределами Европы, приходящим на рынок, перенять передовой опыт. В апреле Госдепартамент США ввел в действие Глобальную инициативу по сланцевому газу – программу, которая должна помочь странам мира находить и разрабатывать нетрадиционные источники газа безопасным и экономически рентабельным способом. Одновременно эта программа содействует экономическим и коммерческим интересам США.

Пока в рамках программы было объявлено о партнерстве с Китаем, Индией и Польшей до тех пор пока они не увеличат добычу. Госдепартамент также консультирует Чили и Иорданию по вопросам правил и процедур.

В августе Госдепартамент организовал конференцию, которую помимо представителей 20 государств посетили сотрудники американских регулирующих ведомств.

Однако, возможно, условия для широкой добычи сланцевого газа еще не сформировались. «Для того, чтобы начать бурение, необходимы нормы, обеспечивающие безопасность работ и защиту подземных вод. Кроме того, нужна инфраструктура», — заявил из Парижа спецпредставитель Госдепартамента по энергетическим вопросам Дэвид Голдвин (David L. Goldwyn).

«Для одних стран это отличный способ диверсифицировать газоснабжение, для других сланцевый газ может стать хорошей альтернативой углю в условиях роста спроса, — утверждает он. — Однако все они, как мы считаем, должны при добыче уделять внимание охране окружающей среды».

Между тем, неясность ситуации со сланцевым газом заставляет европейские правительства задуматься о том, не следует ли забыть о скудных газовых ресурсах и начать активнее инвестировать в альтернативные источники энергии, в том числе возобновляемые.

«Если шумиха оправдается, будет чудесно, — полагает г-н Стивенс. – Но если шумиха окажется просто шумихой и ни к чему не приведет, то через десять лет люди всерьез задумаются, откуда брать газ».

Джеймс Кантер (JAMES KANTER)

Источники:    Иносми, «The International Herald Tribune«, США

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *