Месяц назад в Брюсселе был представлен проект энергетической стратегии Евросоюза до 2020 года, — пишет в статье, опубликованной «Красной звездой», Игорь Новиков, эксперт Института геополитической информации «Энергия». Эта стратегия, подчеркнем, имеет не только экономическое значение, но и в существенной мере влияет на формирование внешнеполитического курса и планы в области военного строительства ЕС. Это и есть та самая «реал-политик», при которой энергетический фактор уже второе столетие определяет во многом характер межгосударственных отношений, а многие военные конфликты порождены борьбой за контроль над энергоресурсами. Недавняя война США против Ирака — тому убедительное подтверждение…
В ноябре еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер сообщил, что Еврокомиссия предлагает инвестировать в энергетику Евросоюза в течение 10 лет 1 трлн. евро. Цель — обеспечить стабильное энергоснабжение стран Евросоюза в 2020-х годах и снизить зависимость их экономики от импортируемого углеводородного топлива. Окончательное решение будет принято главами государств на саммите 4 февраля 2011 года, которое решено впервые полностью посвятить энергетическим проблемам.
Евросоюз намерен снизить к 2020 году на 20 процентов выбросы углекислого газа по сравнению с уровнем пикового 1990 года, повысить уровень энергосбережения на 20 процентов и довести объем альтернативной энергетики до 20 процентов от всего энергопотребления ЕС. Цели, с точки зрения политической рекламы, выглядят эффектно: 20 — 20 — 20.
По словам Эттингера, образно назвавшего энергию «кровью общества», сегодня европейский энергетический сектор «недостаточной конкурентоспособен, технологии устарели, инфраструктура недостаточно развита». С точки зрения Еврокомиссии (высшего органа исполнительной власти Евросоюза — прообраза будущего общеевропейского правительства), откладывать модернизацию энергетики уже нельзя, поскольку мировое предложение нефти уже достигло своего пика, а спрос на энергоресурсы продолжит расти.
Новая энергетическая стратегия ЕС исходит из нескольких ключевых приоритетов. Во-первых, обретение новых запасов энергоресурсов. Это, в частности, использование гидроэнергии и альтернативных источников, в том числе ветра, геотермальных систем, Солнца, и стимулирование производства искусственного жидкого топлива.
Во-вторых, модернизация энергетической инфраструктуры ЕС, включая создание «гибких электросетей нового поколения» с электронным управлением. Предполагается также значительно расширить газопроводную систему, чтобы иметь возможность перекачивать газ в любом направлении между европейскими государствами. Напомним, запланировано создать сеть газопроводов, которые соединят рынки Центральной и Юго-Восточной Европы. Произойдет интеграция газовых сетей стран Балтии и создание «коридора» Север-Юг на территории бывших государств-участников Варшавского договора. На территории «старых членов» ЕС, т. е. в Западной Европе, также будут построены дополнительные «соединительные» газопроводы, которые позволят «маневрировать» топливом, поступающим с прибрежных терминалов по приему сжиженного газа и по трубопроводам из Северной Африки.
В-третьих, повышение энергоэффективности на всех уровнях — от частных домохозяйств до целых городов. Намечено таким путем экономить до 20-25 процентов ныне потребляемой энергии.
В-четвертых, формирование единой «энергетической внешней политики», призванной гарантировать стабильность в поставках в Европу традиционного углеводородного топлива — нефти и природного газа. Но роль нефти все же будут целенаправленно снижать.
Продолжится, видимо, и курс на расширение парка электроавтомобилей, что неизбежно уменьшит спрос на бензин. В этом направлении сегодня уже активно работают США и Япония.
В предстоящее десятилетие Еврокомиссия намерена обеспечить проведение консолидированной политики стран Союза в отношении нынешних поставщиков газа. Для создания единого энергетического рынка необходимым считается признание всеми странами лидирующей роли Брюсселя, т. е.
Еврокомиссии, в этой области. Пока же конституция Евросоюза (Лиссабонский договор) оставляет энергетику в ведении национальных правительств.
Одновременно предусматривается поиск новых партнеров, которые обеспечат диверсификацию источников энергоресурсов и эксклюзивный подход к ним — вплоть до прямых инвестиций из бюджета ЕС в реализацию инфраструктурных проектов — даже коммерчески нерентабельных, но необходимых Союзу. Среди них — «южный коридор», по которому намечено доставлять в Европу от 45 до 90 млрд. кубометров газа с Ближнего Востока (Египет, Ирак) и из каспийского региона в обход России. На этот проект Евросоюз готов выделить до 14 млрд. евро.
«Южный коридор» — это прежде всего проект «Набукко», ставший своего рода идефикс для антироссийски настроенных кругов в штаб-квартире Евросоюза, хотя он не решает всех проблем энергобезопасности стран Евросоюза. Его пропускная способность составит 31 млрд. кубометров в год.
Первые поставки газа по «Набукко» Евросоюз надеется получить в 2015 году. Скорее всего, если трубопровод все же построят, это будет газ не из бывших республик СССР, а из Египта (подтвержденные запасы 2, 2 трлн, кубометров) или Ирака (3, 2 трлн, кубометров).
Изначальный же замысел «Набукко» — газопровода, названного по имени правителя древнего Вавилона Навуходоносора II, состоял в том, чтобы организовать поставку газа с месторождений Ирана в Персидском заливе. Но вследствие обострения отношений стран НАТО с Ираном из-за его ядерной программы в 2006 году возникла идея получать газ в обход России из Туркменистана и Азербайджана.
Для транспортировки газа из Туркменистана требуется проложить подводный газопровод из Туркменбаши в Баку. В обозримом будущем это маловероятно из-за неурегулированности вопроса о правовом статусе Каспия. На недавнем саммите глав прикаспийских государств в Баку (18 ноября) этот вопрос решить так и не удалось. Предполагается, что очередная попытка будет предпринята в следующем году на саммите в России, а пока представители всех пяти государств готовят предложения по делимитации границ.
В этих условиях консорциум европейских компаний изучает вопрос о возможности переправлять туркменский газ в Европу через Каспий в сжиженном виде (3 — 4 млрд. кубометров в год) начиная с 2014 года. Гипотетически это возможно, однако потребует постройки завода по сжижению газа на туркменском берегу и терминала по приему и регазификации — на азербайджанском.
Газ в обход России Евросоюз способен получать также в ограниченных объемах из Азербайджана. Некоторыми возможностями эта страна располагает уже сегодня. При внутренних потребностях в 10 — 11 млрд. кубометров на ее месторождениях в этом году будет добыто 28 млрд. кубометров. В Евросоюзе планируют получать в ближайшие годы 8 — 12 млрд. кубометров азербайджанского газа по трубопроводу ITGI (Турция — Греция — Италия). Он будет соединен с уже действующим газопроводом Баку — Тбилиси — турецкий Эрзурум. Начало эксплуатации маршрута — 2012 год.
Совокупная добыча газа в Азербайджане за 2011 — 2014 годы составит 120 млрд, кубометров. В будущем году в стране добудут 29 млрд. кубометров, а в 2014 году — 32 млрд, кубометров.
Существует также проект AGRI (Azerbaijan — Georgia — Romanian Interconnect»r), который предполагает поставки азербайджанского сжиженного газа (СПГ) в Румынию через территорию Грузии (порт Кулеви) и Черное море. Объем поставок — от 2 до 8 млрд. кубометров. Интерес к СПГ из Азербайджана проявляет и Украина, но опять же надо строить в Одессе регазификационный терминал.
Нельзя исключить и участия Азербайджана в проекте «Набукко». По существующим подсчетам, для минимально рентабельного наполнения трубопровода необходимо изыскать около 10 млрд. кубометров, и такими дополнительными объемами республика в 2014 — 2015 годах будет располагать.
Ожидается, что зависимость Европы от импорта «голубого топлива» будет расти и достигнет к 2020 году трех четвертей общей потребности в газе. Это означает, что потребность в дополнительных объемах природного газа составит не менее 60 млрд. кубометров.
По оценкам экспертов, в этом году европейский рынок газа преодолел последствия кризисного 2008-го и восстановился до прежних объемов. За первые 7 месяцев с. г. потребление газа в Европе составило 331 млрд, кубометров, а по итогам всего года составит 560 млрд, кубометров (27 стран Евросоюза, Турция и Швейцария).
Среди предложений Еврокомиссии — пересмотр мировой системы ценообразования на природный газ, чтобы «отвязать» ее от цен на нефть. Этот вопрос затрагивает интересы российского «Газпрома», для которого ситуация на европейском рынке газа в этом году сложилась не лучшим образом. Россия традиционно поставляет «голубое топливо» в Европу по долгосрочным контрактам, в которых цены привязаны к нефтяным котировкам с отставанием примерно в 6 — 9 месяцев. Вследствие выхода на европейский рынок значительных объемов СПГ биржевые (енотовые) цены на газ существенно снизились. И если цена 1000 кубометров российского газа в нынешнем году составляла свыше 300 долларов, то при енотовых поставках — 200 — 250.
Правда, с началом зимы, сопровождающимся заморозками и снегопадами, спотовые цены на газ в Европе значительно подскочили и почти сравнялись с контрактами «Газпрома». Но это, видимо, временно. В Италии потребители могут приобретать СПГ из Катара по 240 долларов за тысячу кубометров, и наплыв СПГ в Европу, в первую очередь из Катара, в ближайшие годы будет только увеличиваться. Напомним, Катар занимает 3-е место в мире по запасам природного газа после России и Ирана. Доказанные запасы — 25, 8 трлн, кубометров. Суммарные возможности заводов по производству СПГ — 84 млрд, кубометров. Экспорт в 2009 году — 68 млрд, кубометров. Основная часть — в виде СПГ (49 млрд, кубометров).
Пример Италии, куда, кстати, российский «Газпром» намеревается проложить новый газопроводный маршрут («Южный поток»), — весьма характерный пример новой ситуации на газовом рынке Европы. Страна основные объемы газа импортирует при скромной собственной добыче (в 2009 году соответственно 70 и 8 млрд. кубометров). Основные поставщики — североафриканские Алжир и Ливия, а также Нидерланды, Норвегия, Россия и Катар.
Российские компании, несмотря на некоторое сокращение доли «Газпрома» в европейском потреблении газа, остаются в числе успешных игроков на энергорынке Европы. Например, компания ЛУКОЙЛ владеет нефтеперерабатывающими мощностями в Болгарии, Румынии, а также долями в комплексе ISAB на итальянском острове Сицилия (49 процентов) и в голландском НПЗ TRN (45 процентов). Совокупная мощность зарубежных НПЗ компании (включая мощности на Украине) составляет более 26 млн. тонн нефти в год.
«Газпром» завершает прокладку газопроводного проекта «Северный поток». Заполнение газом трубопровода начнется уже в мае 2011 года. При его строительстве пришлось найти ряд сложнейших технологических решений. К примеру, морской участок маршрута по дну Балтики составляет 1. 213 километров, и на нем не предусмотрено строительство промежуточных компрессорных станций. Поэтому для транспортировки газа компрессорная станция на российском берегу должна обеспечивать огромное давление, чтобы «голубое топливо» достигло германского Грайфсвальда.
Продвижение российских компаний в газовой сфере тормозят ограничительные меры Евросоюза, которые формально нацелены на демонополизацию энергорынка. Так называемый третий энергетический пакет, одобренный Евросоюзом в конце прошлого года, предписывает всем странам Союза обеспечить разделение бизнеса по продаже и транспортировке газа. Эти правила вступают в силу в марте 2011 года (при адаптационном периоде в два года).
По мнению Москвы, новые правила на рынке газа, которые планирует ввести ЕС, не только нанесут ущерб российским компаниям, но и вызовут удорожание энергоресурсов. Такое мнение выразил в прошлом месяце председатель Правительства РФ Владимир Путин, выступая в Берлине на пресс-конференции. «Мы понимаем, что европейские коллеги стремятся демонополизировать рынок, и в целом это правильно», — сказал он. Но предложенные решения могут оказаться вредными для вертикально интегрированных компаний, в том числе из России и Германии. При «механическом» следовании принципам борьбы с монополизмом могут появиться посредники, которые постараются просто «наварить» на поставках углеводородного сырья, и стоимость конечного продукта для европейских потребителей существенно увеличится.
Какие-то компромиссные решения в штаб-квартире ЕС, видимо, найдут, так как без России энергобаланс союза будет ущербным. И в Брюсселе отдают себе отчет, что никакими новыми маршрутами и альтернативными источниками Европе российские нефть, природный газ и уголь не заменить. Евро-комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер привел в ноябре такие цифры: Российская Федерация обеспечивает 31 процент от общих поставок газа в Евросоюз, 27 процентов нефтепоставок и 24 процентов поставок угля. Значительная часть поставок урана также идет из России.Подробнее читайте на http://www.oilru.com/news/219180/
Источник: «Нефть России»
Комментарии