Мир охватила «сланцевая лихорадка»: энергетические гиганты взялись за разведку и добычу сланцевого газа. И это неудивительно – о более оптимальной альтернативе традиционному шельфовому дорогому газу следовало только и мечтать: на данный момент ситуация со сланцевым газов в мировых масштабах – непаханое поле для его дальнейшей разработки. Если США, родоначальник и пропагандист добычи сланцевого газа, взялись за дело только в 1970-х, то европейцы спохватились только в 2000-х, обнаружив, что колоссальные месторождения расположены в Голландии, Швеции, Франции, Украине и других странах.
Нетрудно догадаться, какой вопрос возникает в умах «тех, кто в теме». А что, собственно, будет с нынешними «великими и всемогущими» экспортерами обычного газа? Им, по идее, необходимо паниковать больше всех, ведь основная их концепция в отношениях с другими государствами – энергетическая дипломатия, фактически подлежит пересмотру. Кремлевские мечты об «энергетической сверхдержаве» рассыпаются в прах, а затеянные газопроводы в обход Украины сделают российский газ баснословно дорогим и неконкурентноспособным на рынке Европы. Но тут вопрос другой: а нужен ли будет той же Европе российский и среднеазиатский газ как таковой?
Конечно, так категорично судить пока рано. Однако джинн выпущен из бутылки (а, точнее, из недр), поэтому тенденция наметилась явная. Газпром только в Европе потерял в 2009 году 22 миллиарда долларов выручки по сравнению с 2008 годом, поэтому Россия была вынуждена снизить добычу угля из-за повышенного предложения и «законсервировать» некоторые свои предприятия. Согласно отчетам газовых компаний, цена окупаемости добытого газа по отдельным категориям сланцев снизилась до $2.50 за тысячу кубических футов (менее $90 за тысячу куб.м). Для сравнения – это ниже внутренней цены на газ для промышленных потребителей России запланированной в 4-м квартале 2010 года. Наиболее взвешенная экспертная точка зрения заключается в прогнозе, что газ из трубопроводов в ближайшие годы по-прежнему сохранится как важный источник энергии, однако его количество заметно сократится, а цены на него легко будут сбиваться с помощью как сжиженного, так и сланцевого газа.
Вдобавок ко всему, сланцевый газ – это не только шанс снизить влияние газовых шантажистов, которые каждый год диктуют свои цены и угрожают «заморозить» Европу. Это еще и реальный шанс оздоровить экономику.
Однако не будем забывать о препятствиях, стоящих на пути к энергетическому прорыву. Во-первых, разработка сланцевого газа стоит на начальных этапах баснословных затрат, ведь его добыча гораздо более сложная, а рентабельность в краткосрочном периоде будет мизерной. Критики обращают внимание на экологический аспект использования: технология гидроудара воды, смешанной с химическими реактивами может привести к загрязнению подпочвенных вод. Такие факты были зафиксированы в США. Главным барьером для газовых корпораций в Европе может стать не столько финансовые или технические факторы, а суровое экологическое законодательство Евросоюза.
А что с Украиной? Непосредственная связь очевидна. Если же «сланцевая революция» свершится в полном объеме, то это событие способно кардинально изменить не только экономическую структуру нашей экономики, но и возможно всю ее геополитику, как «транзитного» государства. Ситуация, кстати, двоякая: с одной стороны при удачном исходе падает цена на газ для украинских предприятий, но вместе с тем украинская газотранспортная систему резко утратит свое значение.
Хотя, по большому счету, если Россия уже давно присматривается, и даже реализует проекты, предусматривающие строительство газопроводов в обход территории Украины, Грузии и других своих «проблем» (тот же «Набукко»), то лучше уж сланцевый газ разрабатывать. Тем более, что всего в стране от 5 до 10 газоносных сланцевых массивов. А наибольшее из них (даже существенное в европейском масштабе) находится в Карпатах на границе с Польшей. Директор Международного энергетического центра фонда Богдана Данилишина Александр Тодийчук амбициозно заявляет, что уже через 10 лет Украина может полностью отказаться от импортного газа.
Как бы там ни было, но сейчас мы находимся даже на «доподготовительном» этапе. Иностранные компании только начинают изъявлять желание войти на украинский сланцевый рынок. Скажем, буквально на днях крупнейшая польская компания PKN Orlen подписала соглашение о сотрудничестве с украинским министерством охраны окружающей среды о разведке и добыче углеводов в Украине. В соответствии с соглашением, компания получит возможность самостоятельно работать с новыми лицензиями или совместно с украинскими партнерами разрабатывать уже разведанные запасы углеводородов.
Отмечается, что PKN Orlen и его украинские партнеры уже проводят проекты по разведке и добыче как обычного шельфового, так и сланцевого газа. Решение относительно любого привлечения капитала будет приниматься на основе предыдущего анализа и экспертных выводов, подготовленных партнерами в рамках соглашения. Договор предусматривает возможность начала работ, как в рамках новых концессий, так и в виде общего пользования недр, которые ранее уже были разведаны украинскими специалистами.
«Мы сделали еще один важный шаг в развитии нашего сегмента в сфере добычи… Важно, что мы начинаем деятельность в Украине — это одно из направлений развития, предусмотренных в стратегии компании. Наши планы будут реализовываться совместно с украинскими партнерами, которые имеют достаточный и соответствующий опыт», — сказал президент PKN Orlen Яцек Кравец.
Напомним, что примерно одновременно с этим появилась информация о том, что ТНК-BP в следующем году планирует вложить в разведку сланцевого газа до 100 миллионов долларов.
Источники: И.А. «RBN», NEWS.lugansk.ua
Комментарии