По мнению некоторых экспертов, по запасам «черного золота» Судан может посоперничать с Саудовской Аравией. Причем именно на юге Судана, как считают геологи, находятся основные нефтяные месторождения страны — до 85% всех нефтяных суданских богатств.
Не случайно, что южносуданских повстанцев взяли под свое крыло американцы. Последние за обещанную защиту от севера уже якобы получили обещание выделить им под разработку интересующие их месторождения.
В Южном Судане продолжается референдум, на котором его жители должны определить дальнейшую судьбу этого уже де-факто независимого государства. Напомним, что начавшийся 9 января плебисцит завершится 15 января.
Противостояние между арабо-мусульманским севером Судана и негроидным югом, исповедующим в основном христианство и традиционные культы, началось в 1955 г., сразу после ухода отсюда английских колонизаторов. Одна из причин этого состояла в том, что последние, уходя, произвольно нарезали границы новых государств. Именно это обстоятельство породило многочисленные конфликты и войны на Черном континенте.
Что касается Судана, то центральную власть в стране быстро монополизировали арабы, попытавшиеся распространить шариат на южную немусульманскую часть страны. Южане, претендовавшие на автономию, начали многолетнюю кровавую войну и, в конце концов, добились в 2005 г. успеха. Они договорились при зарубежном посредничестве о том, что окончательную судьбу юга страны определит на референдуме 2011 г. сам народ.
Оптимисты выражали надежду на то, что его результаты положат конец самой многолетней африканской войне, унесшей жизни более двух миллионов человек и сделавшей еще пять миллионов беженцами.
Примечательно, что США уделяют происходящим там событиям повышенный интерес. Так, влиятельная газета The New York Times опубликовала статью американского президента США Обамы, посвященную нынешнему голосованию в Южном Судане, который назвал его «историческим».
По словам главы Американского государства, данный референдум — «это упражнение по долгосрочному самоопределению, и ключевая часть мирного договора от 2005 года, положившего конец гражданской войне в Судане. Не каждому поколению дается шанс перевернуть страницу истории и написать новую главу. Однако сегодня, после 50 лет гражданских войн,… это возможность для народа южной части Судана. Успешное голосование станет поводом для торжества и вдохновляющим шагом вперед в долгом путешествии Африки к демократии и справедливости», — считает он.
Иными словами, американцам крайне интересно, чтобы Хартум отпустил Южный Судан в «свободное плавание». Вопрос зачем? И с чего бы это главе единого Судана делать такие заявления и брать на себя всю тяжесть выплаты долгов?
Острота спора обусловлена колоссальными природными богатствами страны. По мнению некоторых экспертов, по запасам «черного золота» Судан может посоперничать с Саудовской Аравией. Причем именно на юге Судана, как считают геологи, находятся основные нефтяные месторождения страны. Кое-кто даже называл цифру в 85 процентов всех нефтяных суданских богатств.
Не случайно, что южносуданских повстанцев взяли под свое крыло американцы. Последние за обещанную защиту от севера уже якобы получили обещание выделить им под разработку интересующие их месторождения.
Но и это еще не все. Примечательно, что до последнего времени ключевыми игроками на суданском нефтяном рынке были Китай и Индия, владеющие 40 и 30 процентами акций компании ключевого разработчика южносуданских нефтяных месторождений GNPOC. Особенно важны поставки суданской нефти для Китая. В последние годы её доля на китайском рынке превысила 10 процентов и по оценке международных экспертов, в ближайшее время она может возрасти до 20 процентов.
Но это будет в том случае, если Хартуму удастся сохранить хотя бы частично контроль над югом страны. Последние годы север и юг делили нефтяные доходы пополам. Впрочем, у «мирового правительства» свои взгляды относительно того, кто должен их получать. Не случайно, что повышенный интерес к суданской нефти проявляют американские компании, оказывающие огромное влияние на принятие политических решений руководством США. Есть интерес к суданской нефти и во Франции, которая еще в 1980-х гг. получила крупную концессию на юге страны.
Но и это еще не все. Кроме нефти, регион богат природным газом, железной, медной, хромовой рудами, цинком, вольфрамом, слюдой, серебром и золотом.
Как ни странно, сейчас Южный Судан занимает первые места в мире по уровню младенческой и материнской смертности, а также бедности. Так, 90 процентов его населения живет менее чем на один доллар в день. Южносуданские лидеры заявляют о том, что лишь окончательно разделавшись с влиянием Севера, они смогут решить эти проблемы.
Есть несколько ключевых моментов, препятствующих мирному решению этого конфликта. Во-первых, каждая из сторон легко может объявить состоявшийся референдум недействительным. Дело в том, что у каждой из сторон свои взгляды на то, кто имеет право голоса. Так, в преддверии референдума Хартум в 2008 г. устроил на юге перепись населения. Согласно её результатам, там проживали 8,26 млн человек, что составляло 22 процента всего населения Судана. Причем северяне отказались предоставить южанам все интересующие их сведения.
Это послужило основанием для властей Южного Судана не признавать этой переписи. В частности, его президент Сальва Киир заявил, что подвластное ему население составляет треть всего суданского населения и что переписчикам просто спустили из Хартума нужные цифры. Американские наблюдатели также признали нарушения. По их сведениям, северяне не учли население, живущее в отдаленных районах, а также беженцев.
Во-вторых, Хартум категорически не согласен отпускать две провинции, в которых, кроме негроидного населения также проживают арабы. Дело в том, что именно на их территории сосредоточены более четверти всех нефтяных запасов страны.
Не случайно, что голосование уже было омрачено серьезными столкновениями на границе Северного и Южного Судана, в спорном районе Абьей, в которых, по официальным данным, погибли около 60 человек. Напомним, что в этом районе заправляют всеми делами представители негроидного племени динка-нгок, против чего выступает арабо-мусульманское меньшинство. Не случайно, что южносуданская сторона уже запросила помощь мирового сообщества в присылке «голубых касок», которые бы не позволили северянам навести свои порядки.
Не случайно, что президент Судана Омар аль-Башир предупредил о том, что ситуация вокруг Абья может привести к возобновлению гражданской войны.
Между тем, Конгресс также не разделяет неоправданного оптимизма Обамы. На протяжении 2010 г. конгрессмены неоднократно обращались как к самому американскому президенту, так и к Хилари Клинтон с письмами, в которых рекомендовали уделить Южному Судану большее внимание и, по сути, рекомендовали взять его под защиту, опасаясь там повторения резни.
Их авторы призывали «администрацию предпринять дополнительные шаги по определению его стратегии в Судане, включая задачи по установлению точных сроков, действий и обязательств, которые будут предприняты в поддержку вариантов развития ситуации при победе в референдуме как южного региона, так и региона Абей».
Один из них, Майкл Маккол, в октябре 2010 г. дал изданию The Hill интервью, в котором заявил о том, что дав добро на референдум, Хартум дает «много морковок на палочках, за которыми может пойти ослик, но без самих палочек» и предупредил о готовящихся со стороны севера репрессиях против юга. По его словам, Южному Судану «грозит повторение Дарфурского геноцида».
Впрочем, и в Южном Судане мало кто строит иллюзии относительно светлого безоблачного будущего. Во всяком случае, после таинственной смерти в 2006 г. вождя «сепаратистов» из Народно-освободительного движения (армии) суданского народа (SPLA/M) Джона Гаранга, его последователи, включая Матипа, готовились к войне. Напомним, что в 2005 г. по условиям перемирия он принял участие в управлении страной вместе с арабскими представителями, что позволило ослабить противостояние. Однако его гибель привела к росту недоверия между сторонами.
С момента перемирия 2005 г. южносуданские войска были увеличены более чем в четыре раза, с 30 до 130 тысяч человек и стали одними из крупнейших в тропической Африке. Заметно улучшилось и их техническое оснащение. В частности, среди поставщиков оружия (танков Т-72) Южному Судану засветилась Украина.
По сути, раздел Судана на север и юг уже давно предопределен за его пределами и в 2011 г. самая крупная африканская страна должна прекратить свой существование. И вряд ли раздел по-судански пройдет бескровно. Ведь на кону стратегические запасы сырья, на которые претендуют крупнейшие державы мира.
В этой ситуации нельзя исключить и вооруженное вмешательство со стороны иностранных государств. Формальным поводом для этого может стать не только защита южносуданского населения от геноцида, но и арест самого аль-Башира, которого Запад обвиняет в военных преступлениях в Дарфуре. В свою очередь, тот же Китай вряд ли будет молчаливо наблюдать за тем, как американцы лишают его суданской нефти.
Сергей Балмасов
Источник: Правда.Ру
Комментарии