Британская ведущая нефтяная компания ВР сталкивается с неприятием, враждебностью и подозрительностью со стороны США в связи с союзом с российской государственной нефтяной компанией «Роснефть», который открывает для сотрудничества широкие области нетронутой глухомани у побережья Сибири и на Арктическом шельфе, — пишет британское издание Observer.
Одобренные премьер-министрами обеих стран, Владимиром Путиным и Дэвидом Кэмероном, эти связи дают «Роснефти» пятипроцентную долю в ВР, а лондонская компания увеличивает свою долю в российской с 1,3% до 10,8%. Кремлю это даст небольшой кусочек владения глобальными операциями ВР, диапазон которых простирается от Аляски до Мексиканского залива, Северной Африки, Азербайджана и Северного моря.
Исполнительный директор ВР Боб Дадли приветствовал договоренность, подписанную в пятницу вечером, как «исторический момент для «Роснефти», ВР и в общем для глобальной энергетической индустрии», и назвал его «новым образцом» того, как может идти международное нефтяное сотрудничество. Российский вице-премьер Игорь Сечин, председатель совета директоров «Роснефти», предположил, что среди привлекательных моментов в ВР могли быть «знания и опыт», полученные в результате катастрофического разлива нефти с платформы Deepwater Horizon в прошлом году в Мексиканском заливе.
Данный шаг, который подразумевает выпуск ВР 988 миллионов новых акций для «Роснефти» стоимостью 4,9 миллиарда фунтов стерлингов, был плохо воспринят в США, на фоне того, что он был предпринят всего через несколько дней после того, как президентская комиссия опубликовала убийственный ругательный доклад об ошибках, которые привели к разливу нефти на Deepwater. В Вашингтоне Госдепартамент США призывают начать расследование на тему того, не угрожают ли связи ВР с российским правительством национальной безопасности.
«Есть несколько разных уровней, на которых это заслуживает некоторого анализа и некоторого пристального изучения», — заявил Майкл Берджесс (Michael Burgess), конгрессмен от республиканцев, член комитета палаты представителей по энергетике и торговле. «ВР – один из крупнейших поставщиков для наших военных. Нет ли в этой сделке угрозы национальной безопасности?»
Берджесс указал на то, что ВР оперирует несколькими очень важными трубопроводами, проходящими через Аляску, а подразделение группы BP America работает как американская компания. Сравнивая эту сделку с заблокированной покупкой Dubai Ports World американских портов компании P&O в 2006 году, он призвал к расследованию со стороны комитета американского правительства по иностранным инвестициям, возглавляемого министром финансов Тимоти Гейтнером и имеющего полномочия тщательно изучать потенциально угрожающие США финансовые сделки.
Его замечания последовали за комментариями конгрессмена от демократов Эда Марки (Ed Markey), который предположил, что ВР теперь означает ни что иное как «Bolshoi Petroleum» (игра слов, прим.пер «Большая нефть», с использованием русского слова «Большой» – прим. пер.) и заявил, что связи с «Роснефтью» могут осложнить получение компенсационных выплат для рыбной промышленности, пострадавшей в связи с катастрофой на платформе Deepwater.
Восточный маневр ВР ставит британскую компанию в выгодное положение в плане разработки более чем 125 тысяч квадратных километров потенциально богатой нефтью территории морского дна южной части Карского моря у побережья Западной Сибири – зоны, равной по размеру Северному морю. Русские же хотят заполучить технический опыт ВР, сотрудничество также будет распространено на проекты за северо-восточными границами Сибири и даже на нефтеперерабатывающие предприятия в германии. Оба партнера планируют основать Арктический технологический центр для разработки новых технологий безопасного извлечения нефти.
«Российское правительство благословило ВР на получение доступа к некоторым дополнительными ресурсам,», — заявил Филипп Уэйс (Philip Weiss), энергетический аналитик в Argus Research. «В связи с неуверенностью в Мексиканском заливе, возможно это для ВР более важно».
Однако любые разведывательные работы на Аляске, как бы там ни было, столкнутся с серьезным противодействием защитников окружающей среды. Чарли Кроник (Charlie Kronick), ведущий эксперт Greenpeace в области климата, отметил: «Нефтяной сектор, да и правительства тоже, считают, что мы должны дойти буквально до последней капли нефти, извлекая ее всю до конца, вне зависимости от того, насколько серьезный ущерб при этом наносится».
Указывая на тот факт, что доля российского правительства в «Роснефти» составляет 75%, он добавляет, что политика и бизнес «очень, очень тесно связаны в России, и это может поставить ВР в неудобное положение в случае, если Кремль вновь будет использовать энергосектор в позерском стиле, в качестве инструмента давления, как например уже было, когда два года назад он прекратил поставки газа на Украину во время спора о ценах.
Связи ВР с Россией насчитывают уже два десятилетия. Компания уже имеет там совместное предприятие – ТНК-ВР – хотя у самого Дадли история его работы в стране достаточно полосатая – в 2008 он уехал, когда его разрешение на работу было отозвано после ожесточенного спора между местными партнерами. Дадли преумалил этот факт на церемонии подписания вечером в пятницу: «Я никогда не рассматривал мой опыт работы в ТНК-ВР как что-то кроме расширенных деловых переговоров».
Российский премьер-министр занял сочувствующую позицию по поводу разлива нефти с Deepwater. По данным источников, Путина разозлило, как американские политики отнеслись к ВР, и он поддерживал предшественника Дадли Тони Хэйворда, который лишился своего поста после серии необдуманных замечаний, включая комментарий, в котором он сказал после катастрофы, в результате которой погибли 11 человек, что хотел бы отмотать «жизнь назад».
Путин сказал в эти выходные, что он не считает, что вина за случившееся лежит только на ВР. «Наши эксперты тщательно исследовали трагедию: Мы знаем, что ВР была организатором проекта, но было еще восемь субподрядчиков, включая крупные американские компании».
Аналитики говорят, что с Кремлем на борту другим компаниям будет сложно иметь дело с ВР, покупая ее бизнес, в то время как она распродает активы, в попытке компенсировать потери, связанные с затратами на ликвидацию последствия катастрофы в Мексиканском заливе. В январе стало известно, что Shell обсуждала вариант предложения покупки всей ВР прошлым летом.
Общественный сарказм может заставить конгресс объявить слушания по поводу связей ВР с «Роснефтью». Но кое-кто уже выступил со скептическими комментариями по поводу мотивов для американского гнева. «Порой политики говорят бессмысленные вещи», — заявил Фадель Гейт (Fadel Gheit), нефтяной аналитики Oppenheimer & Co в Нью-Йорке. «Россия что, объявила нам войну? Насколько я знаю, нет».
Министр энергетики Крис Хуне (Chris Huhne) принял участие в церемонии подписания соглашения в лондонском головном офисе ВР. Хуне заявил, что на Россию приходится примерно пятая часть общемирового производства газа и 13% мировой добычи нефти, что, как он сказал, очень важно в среднесрочной перспективе, несмотря на стремление правительства к малоуглеродному будущему.
«ВР, как все знают, выкарабкивается из сложного период своей истории, — заявил Хуне, — это партнерство демонстрирует, что ВР очень даже открыта для бизнеса».
Перевод опубликован «ИноСМИ».
Источник: «Нефть России»
Комментарии