Пока мир фокусирует свое внимание на борьбе в Ливии, гораздо более важные события разворачиваются в Персидском заливе, в частности, в стране Бахрейн, где правительство пытается вести переговоры с оппозицией. Последствия этих переговоров будут гораздо более геополитически значимыми и важными, чем конфликт, который имеет место в Ливии.
Причина значимости Бахрейна заключается в том, что в любых переговорах должен быть компромисс, и похоже, что бахрейнской монархии придется пойти на уступки оппозиции. И как только это случится, это приведет к усилению оппозиции, которая на 70% состоит из шиитов (потому что 70% населения страны — шииты), а это будет иметь крупномасштабные последствия для региона, в особенности для Саудовской Аравии и Кувейта. В Кувейте королевская семья и законодательная ветвь уже много лет заняты перетягиванием каната, и если оппозиционные силы внутри бахрейнского парламента получат от правительства какого-то рода уступки, это поощрит кувейтские оппозиционные силы на стремление к тому же самому. Кроме того, в Кувейте также наличествует межрелигиозная динамика. 30% всех жителей Кувейта – это примерно порядка миллиона человек – шиитского вероисповедания. Поэтому то, что разворачивается сейчас в Бахрейне, будет иметь последствия для Кувейта.
Хочу также напомнить, что Кувейт очень важен для американских военных операций в Ираке.
С точки зрения Саудовской Аравии, усиление шиитов в Бахрейне скорее всего придаст стимул ее собственному шиитскому населению, которое сосредоточено в восточной провинции – богатом нефтью районе недалеко от границы с Бахрейном. Сейчас саудовцы находятся в процессе ожидания наследования власти – из-за преклонного возраста четырех главных лиц страны, а именно короля Абдаллы, наследного принца Султана, второго заместителя премьер-министра принца Наифа и губернатора эр-Рияда принца Салмана. Таким образом, это очень все не во время, и поэтому мы наблюдаем, как саудовцы заявляют о дополнительных расходах бюджета на социальные нужды. По сути саудовцы не хотят, чтобы происходящее в Бахрейне просочилось в их собственную страну.
Из этих соображений медленное кипение в Бахрейне может обернуться гораздо более серьезными последствиями, чем вспыхнувшая борьба между оппозицией и правительством в Ливии.
Камран Бокари (Kamran Bokhari)
Комментарии редакции:
В связи с этой статьей интересна информация о географической локализации шиитов.
Известно, что сунниты составляют большинство мусульманского населения всех стран мира ислама, за исключением Ирана, Ирака и Азербайджана, где они уступают по численности шиитам.
Общая численность сторонников шиизма — 180 млн. человек, что составляет около 16% всех мусульман, или около 3% всего населения мира.
Подавляющее большинство шиитов сосредоточено в странах Юго-Западной и Южной Азии: Иране (49 млн. чел., или 87% всего населения), Пакистане (32 млн., или 26%; по другим данным, численность шиитов в этой стране значительно меньше), Ираке (11 млн., или 59%, в основном на юге страны), Индии (около 10 млн., или 1%), Турции (8,9 млн., или 16%, главным образом курды-заза), Йемене (4,8 млн., или 38%, в основном на северо-востоке страны), Азербайджане (4 млн., или 56%), Афганистане (3,5 млн., или 21%, в подавляющем большинстве хазарейцы), Саудовской Аравии (2 млн., или 14%, преимущественно на востоке страны), Сирии, где шииты у власти (1,9 млн., или 15%, гл. обр. в исторических областях Латания и Джебель-Друз), Ливане (1,2 млн., или 40%, в основном на юге и востоке), Кувейте (429 тыс., или 20%), Бахрейне (330 тыс., или 64%, преимущественно в сельских районах), Объединённых Арабских Эмиратах (318 тыс., или 17%), Омане (103 тыс., или 7%, главным образом персы), Катаре (49 тыс., или 11%).
Статистика с сайта http://respublic.net/one_stat.php?stat_id=3502
Выделены те страны, где межконфессиональные проблемы уже есть. Осталось понять как скоро будут проблемы в тех странах, которые пока ещё не выделены…
В том, что проблемы будут сомневаться не приходится.
Комментарии