Цена в $250 за баррель нефти, новый экономический кризис и передел карты мира. Фокус проанализировал 10 главных последствий затяжных волнений в исламских странах Ближнего Востока и Северной Африки
1. Пустые баки
Мир готовится к нефтяному дефициту. Проблемы с поставками нефти только из двух стран – Ливии и Алжира – могут стать причиной стремительного роста цен на углеводороды. Даже если североафриканских поставщиков на какое-то время заменит Саудовская Аравия, она не сможет работать на пределе возможностей долгое время. При худшем сценарии – потере властями контроля над нефтяными терминалами и переходе их под контроль исламистов – цены на нефть могут взлететь до $250 за баррель. А пока в ЕС предлагают режим строжайшей экономии: переходить на работу на дому, сократить количество служебных авто и в определённые часы вообще запретить пользоваться машинами.
2. Зелёная экономика
Увеличение цены на нефть практически всегда заканчивается рецессией, говорят эксперты. К этому добавляется рост цен на продовольственные товары и зерно. Ослабленным мировым кризисом европейским странам вроде Греции, Испании, Португалии, Ирландии и Италии придётся снова экономить, покупательная способность европейцев сократится, ЕС окажется на грани кризиса. Но дефицит нефти может дать неожиданно позитивный эффект: это заставит мир активно продвигать зелёную экономику, создавать в новых отраслях рабочие места, укреплять энергетическую безопасность и уменьшать выбросы парниковых газов.
3. Беженцы атакуют
Ещё одной проблемой для Европы станет армия беженцев из Северной Африки. Последние дни власти каждые сутки регистрировали до 15 тыс. человек, штурмующих европейский берег. В случае если ситуация не стабилизируется, сотни тысяч беженцев могут попытаться проникнуть в Европу, считает Ариэль Коэн, ведущий эксперт Фонда «Наследие» по проблемам России, Евразии и международной энергетической политики.
4. Араб арабу волк
В арабских странах зреет проблема не имеющих гражданства местных жителей, таких как бедуины Кувейта, ОАЭ, Саудовской Аравии. Их число достигает нескольких миллионов, и им давно не по душе тот факт, что миллиардные нефтяные доходы обходят их стороной. В некоторых районах конфликт может перерасти в межклассовую резню: богатые Катар, Кувейт, Бахрейн находятся в опасной близости к разбушевавшимся беднейшим слоями населения Йемена.
5. Усидеть в кресле
В Белом доме считают, что антиправительственные мятежи сметут президентов некоторых исламских стран, но избавиться от монархов протестующим вряд ли удастся. США полагают, что, несмотря на все угрозы, правители постараются задобрить бунтовщиков частью денег от миллиардных нефтяных доходов. Белый дом, несмотря на жёсткие меры против демонстрантов на Ближнем Востоке, поддерживает постоянную связь с президентами этих государств. США и Европа открыто осуждают лишь ливийского лидера Муаммара Каддафи.
6. Пожары на десятилетия
Пока Вашингтон делегирует для переговоров с арабскими правителями своих дипломатов, Москва предрекает региону затяжные конфликты. «Речь может пойти о дезинтеграции больших густонаселённых государств на мелкие осколки. Это будет означать пожары на десятилетия», – заявил недавно президент России Дмитрий Медведев. Одной из первых может развалиться Ливия, под угрозой раздробления по религиозному или межплеменному принципу находятся Сирия, Бахрейн, Кувейт, Ирак, Иран и Турция.
7. Принуждение к помощи
Европа и США, несмотря на передислокацию американских войск в Средиземном море, твердят о том, что их цель сегодня – оказать гуманитарную помощь региону (это касается в первую очередь Ливии). Вряд ли Европа решится последовать совету британского премьера Дэвида Камерона и начнёт раздавать оружие противникам Каддафи, который дал понять: на любое вмешательство внешних сил он отреагирует по законам военного времени. И всё же сохраняется возможность нанесения упреждающего удара по Каддафи, чтобы не дать ему уничтожить нефтяные терминалы и трубопроводы, считает директор российского Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
8. Чёрная метка
Все, кто имел с Триполи тесные торговые отношения, могут оказаться перед фактом замораживания соглашений. Для России, в частности, это будет означать потерю контрактов на поставку оружия в обмен на списание части госдолга Триполи. На этом Москва потеряет не один миллиард долларов.
9. Свой интерес
Арабо-израильский конфликт из-за протестов только усугубится. Кроме того, на фоне всеобщей паники усилится роль Индии и Китая, а также Ирана и Турции, считают эксперты. Но арабские страны будут также поддерживать отношения с США, новые лидеры постараются выстраивать отношения с Америкой уже для себя. Не станут ссориться с Белым домом ни умеренные политические силы, ни радикалы.
10. Политический ислам
Эксперты называют то, что происходит сегодня в арабских странах, ближневосточной демократией. «В первую очередь это означает не права личности и меньшинств, а права большинства уничтожать и преследовать в случае, если большинство того захочет, любые меньшинства, – говорит Евгений Сатановский. – Я достаточно скептично смотрю на будущее региона от Марокко до Пакистана, невзирая на смену старых элит, которая происходит частично в рамках местных правящих кланов, как в Египте и Тунисе, а частично и за этими рамками, как в Ливии». По мнению эксперта, в долгосрочной перспективе политический ислам станет будущим всего региона.
Источник: Фокус
Комментарии