В Африке назревают войны за воду

В Африке назревают войны за водуВ ряде африканских государств, вскоре, реальностью станут войны за воду. Вода – это тот уникальный ресурс без, которого не может существовать ни отдельный человек, ни государство в целом.

Уже в настоящее время складываются будущие военные союзы, которым предстоит воевать с друг другом. Первая коалиция – это Север: Египет, Северный Судан и возможно Эритрея, вторая — Юг: Бурунди, Руанда, Уганда, Кения, Танзания, Демократическая Республика Конго (ДРК), Эфиопия и Южный Судан.

Раньше отношения между Египтом и Суданом были довольно напряжёнными, Хартум упрекал Каир в захвате части Судана – т. н. Халаибского треугольника на северо-востоке страны. Каир критиковал Хартум за поддержку радикальных исламистских группировок. Например: в Каире были уверены, что за покушением на Мубарака в 1995 году стояли суданские специальные службы.Обострял отношения и водный вопрос – по договору 1959 года, Судану доставалось лишь четверть стока Нила, остальное принадлежало Египту. В последнее время страны пытались пересмотреть отношения: что интересно, обе страны настаивали на пересмотре условий договора в свою пользу.

Теперь, Северному Судану (в Судане прошёл референдум, который признал разделение страны на христианско-языческий Юг и исламский Север) и Египту, придётся объединиться, перед общей угрозой – странами тропической Африки.

В начале марта в Каир приезжал суданский президент аль-Башира, Каир, хотя его «разыскивает» Гаагский трибунал (за преступления против человечности), не только не выдал его Гааге, но тепло принял. Вскоре, с ответным визитом Хартум посетил египетский премьер-министр Исам Шараф с аж 7-ю министрами. Президент Хартума, в знак примирения. Сделал «подарок» Египту в 5 тыс. голов крупного рогатого скота.

Каир и Хартум ищут поддержку у друг друга в водном вопросе. Страны тропической Африки «вспомнили», что Нил ведёт исток с их территории и решили решить вопрос с водой в свою пользу. Ни одна из этих стран не признаёт договора от 1959 года, когда по сути Каир и Хартум решили вопрос с водой Нила в свою пользу.

В настоящее время все страны нильского бассейна, создали свои планы по использованию вод Нила и его притоков. Например: Эфиопия, которая даёт до 86% стока в Большой Нил, за счёт Голубого Нила и других притоков, справедливо указывает на то, что использует лишь примерно 1% от этого объёма. А, стране идёт быстрый рост населения, у Аддис-Абебы просто нет выхода, как развивать интенсивное орошение, для развития своего сельского хозяйства. В настоящее время у Эфиопии более 85% миллионов населения и оно увеличивается со скоростью 3% в год и к 2025 году составит более 100 миллионов человек.

Примерно столько же будет и у Египта. Почти 97% жителей Египта живут на 4% территории – у Нила. Остальная часть территории почти безжизненная пустыня, если сток Нила упадёт, у египтян встанет вопрос, или умирать, или воевать за воду с соседями.

Как, не вспомнить Каддафи, который решил проблему воды в своей стране и приглашал египтян в Ливию, на развитие сельского хозяйства. Но, теперь эти планы погублены.

Ещё одна проблема – это развитие гидроэнергетики

Эфиопия и Бурунди, уже начали строить серию гидротехнических сооружений и плотин, чем вызвали недовольство Каира и Хартума.

В мае 2010 года Египет предупредил Эфиопию, что национальный приоритет Египта – это вода Нила и угрожал самыми серьёзными последствиями. Раньше, ещё до Мубарака, Анвар Садат, даже угрожал Эфиопии войной, если та будет покушаться на воду Нила.

Но, теперь Аддис-Абеба имеет союзников, в 201ё0 году был создан антиегипетский союз, в который вошли Танзания, Руанда, Уганда и Кения. Вполне возможно, что в него войдёт и Бурунди, которая может перекрыть сток Белого Нила. Очень вероятно, вхождение в эту коалицию Южного Судана, который на грани новой войны с Северным Суданом. К тому же Южный Судан, при поддержке Израиля, начал готовить строительство больших сооружений на Ниле.

Эта угроза заставила Северный Судан и Египет забыть о старых распрях, вспомнить, что они мусульмане и арабы. Для них любое изменение стока Нила, в сторону уменьшения, это вопрос жизни и смерти. Но, и при сохранении существующего положения, страдают жизненные интересы около десятка государств, которые лишены полноценного доступа к воде на своей же территории.

Это вопрос практически не решаем мирным путём – это стало бы возможно, только при выполнении плана того же Каддафи, о создании единой Африканской федерации, тогда проблема была бы решена.

Источник: Самсонов Александр Военное обозрение

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *