— Гейдар Джахидович, эксперты полагают, что волна потрясений, захлестнувшая страны Магриба, может повториться в государствах Центральной Азии. Причины аналогичные: перманентный авторитаризм, отсутствие политических реформ, направленных на либерализацию, непотизм и пр. Насколько оправданы такие прогнозы?
— Они абсолютно оправданы, потому что Центральная Азия в скором будущем должна стать театром аналогичных событий, поскольку ситуация не изолирована исключительно под Северную Африку, Большой Ближний Восток.
— «В скором будущем» — это когда?
— Я думаю, где-то в начале предстоящей осени. Может что-то начнётся и раньше, но наиболее вероятные и основные события начнут развиваться после второго сентября. Это связано с тем, что ЦА — это очень важная часть Большого Ближнего Востока; во-вторых, там есть условия для параллельного проекта относительно того, который сегодня развивается в арабском мире. Дело в том, что в арабском мире, несомненно, протекают процессы, которые подразумевают возникновение Халифата. Этот Халифат будет организован и проспонси-рован Западом. Сегодня мы видим, как Запад пересматривает своё отношение к радикальной части джихадистов, которые тесно связаны с саудовским истеблишментом, саудовской династией, и символическое же убийство лидера «Аль-Каиды» ознаменовало собой конец оппозиции между «крестоносцами» и джихадистскими муджахединами…
— Какая из стран Центрально-Азиатского региона может оказаться первым слабым звеном на этом пути?
— Здесь есть два русла. Существуют слабейшие страны ЦА — это, безусловно, Киргизия и Таджикистан. Есть страны наиболее аппетитные, притягивающие политтехнологов для дестабилизации. Это, конечно же, Узбекистан. Почему Узбекистан будет первым? — потому что без него никакой проект невозможен. Страна насчитывает почти 28 млн. населения, имеет комплекс строительной, текстильной и автомобильной индустрии. Кроме того — высокоорганизованная и отлаженная бюрократическая машина. И не будем забывать, это третья страна в СНГ, после России и Украины, по своему, скажем, государственному потенциалу. Без того, чтобы интегрировать эту страну в проект, вряд ли что-нибудь может получиться. Слабейшими звеньями, раскачка которых может стать сигналом к событиям в Узбекистане, может быть организован внутренний центрально-азиатский конфликт между этими суверенными образованиями. Не секрет, что существуют очень плохие отношения между Узбекистаном и Таджикистаном, хотя есть данные, что между лидерами этих государств налажены тайные контакты. И, в принципе, больше показухи в этом негативизме, а на поверку там есть тайное сотрудничество. Тем не менее, существует много проблем, на базе которых нетрудно разжечь виток конфликта. Кроме того, понятно, что между Кыргызстаном и Узбекистаном сохраняются напряжённые отношения. Ошские события тоже не могли бесследно пройти для общественного мнения целой системы в Узбекистане, и это всегда может быть активизировано. Словом, я полагаю, что в первую очередь это коснётся Узбекистана, но механизмы могут быть разные.
— …Кому выгодна реализация в Кыргызстане «Косовского варианта»?
…Вопрос о том, чтобы разделить Киргизию между соседями, стоит и обкатывается на официальном уровне. И если возникнет существенная коллизия, которая затронет всю Центральную Азию, то вопрос из виртуальных рассмотрений перейдёт в актуальную область — область реальных операций. Но тут ещё надо посмотреть, в чьих это интересах. Если мы говорим об интересах реального Запада, а не о каких-то мифических США, служащих «крышей», под которой действуют два клуба, а то и больше; если посмотреть на большой стратегический Запад, с его планом создания альтернативных Халифатов, конфликтующих между собой, то, по проекту Восточного Халифата, существование Киргизии не обозначено. Запад заинтересован в исчезновении Киргизии как суверенного субъекта. В этом отношении киргизским политикам надо знать, чего им ожидать и на что рассчитывать. Вокруг Киргизии, как и вокруг Центральной Азии в целом складывается довольно жёсткий набор мотиваций со стороны внешних игроков.
По материалам газета «Айгай пресс» № 11 от 09.06.2011 / стр. 4, 6 в изложении Gezitter
Комментарии