В Китае и России снова идут разговоры о газовом соглашении, которое свяжет две страны. На первый взгляд все кажется элементарным – и правда, почему этого не случилось раньше? Россия – крупнейший мировой экспортер сырья. Китай – крупнейший мировой импортер сырья. Казалось, это должны быть очень крепкие торговые отношения между двумя государствами, однако их нет.
До сих пор в фокусе общественных и даже частных дискуссий между сторонами и переговоров о газовой сделке был вопрос цены. Китайцы не хотят платить больше 100-150 долларов за тысячу кубометров, они утверждают, что это внутренняя цена в их стране, и они правы. Русские заявляют, что они не согласны на меньшее, чем европейская цена, которая равняется 350-400 за тысячу кубометров. Москва утверждает, что такую цену она устанавливает для всех своих клиентов, что тоже верно. Не то что бы эта цена не была спорным вопросом, но реальной проблемой является не цена природного газа, а цена проекта.
Россия и Китай, хотя и кажутся очень близкими судя по карте, являются очень крупными странами. Центры сосредоточения населения располагаются очень далеко друг от друга, в нескольких тысячах километров, и природный газ в России в большинстве своем пролегает далеко от центров сосредоточения населения в Китае. Есть одно крупное месторождение, Ковыктинское газовое месторождение в восточной Сибири, которое довольно близко от Китая. Ковыкта находится примерно в 3 тысячах километров от Пекина, однако на самом деле газ должен идти дальше на юг к южному побережью Китая. То есть это добавляет еще от одной до двух тысяч километров трубопровода. А также это месторождение в принципе не настолько велико, чтобы хотя бы частично утолить китайский энергетический спрос. Поэтому необходимо пойти дальше в северо-западную и центрально-северную Сибирь, так что речь идет о газовом трубопроводе, который будет простираться на 7,8, может быть даже 9 километров, большая часть пути причем должна проходить по абсолютной дикой местности, так что затраты на развитие этого проекта будут баснословно высокими. Это совсем не то, что строить газопровод из Канады в США, где уже есть надежная автодорожная и железнодорожная структура. Этот трубопровод будет проходить по болотам, через горы, в обход Монголии. Это гигантский проект. По самой скромной оценке, речь идет об инфраструктурном проекте стоимостью порядка 100 миллиардов долларов. Если оценивать более реалистично, речь идет о трех сотнях миллиардов долларов, и это без учета стоимости строительства газораспределительной системы в Китае. Сейчас у Китая по-прежнему нет единой системы, как у большинства других стран.
Вопросы расстояния и стоимости могут сами по себе объяснить, почему проект обсуждается уже около десяти лет, но так никуда и не продвинулся. Однако есть и еще причина: две страны просто друг другу не доверяют. У обеих были в прошлом друг к другу территориальные претензии, и, хотя отношения сейчас находятся в своей самой теплой точке за последние 50 лет, они все равно не идеальны. Русские четко продемонстрировали, что они готовы инвестировать десятки миллиардов долларов в проекты, чтобы сделать себя менее зависимыми от китайцев. Хороший пример это «Восточная Сибирь Тихий океан», который начинается в районе Ковыктинского месторождения и доставляет нефть к побережью Тихого океана. В общей сложности это проект стоимостью 50 миллиардов долларов – если учесть 4 000 километров трубопровода, порт в Тихом океане, нефтеперерабатывающие заводы и вообще всю инфраструктура, которая была необходима для строительства трубопровода. Русские могли построить гораздо более короткий и дешевый трубопровод напрямую в Китай, однако они хотели обеспечить себе доступ к более обширной территории и целому ряду клиентов, а не становиться заложниками цены, которую китайцы могли бы платить, а могли бы и не платить, если бы у них был выделенный трубопровод.
Так что будущее энергетическое сотрудничество между двумя странами несомненно вырастет, однако 200-300 миллиардов долларов инфраструктуры? Это довольно сомнительно. А также значение имеет время. В течение последних 35 лет русские работали над осуществлением мегамасштабного проекта – трубопровод начинается на Ямальском полуострове и идет в Европу. Проект наконец приближается к стадии готовности к эксплуатации, однако на это ушло 35 лет и десятки миллиардов долларов инвестиций. Даже если китайцы с русскими согласятся по каждому аспекту того, что может стать крупнейшим мировым инфраструктурным проектом, он не войдет в эксплуатацию раньше 2030 года.
Источник: Питер Зейхан (Peter Zeihan) «Stratfor» , перевод ИноСМИ
Комментарии