Сегодня с точки зрения обеспечения жизнедеятельности всех отраслей национального хозяйства, а также повышения уровня общественного благосостояния страны энергетические ресурсы стали представлять собой основу национальной экономики. В результате растущего дефицита энергоресурсов и непрерывно увеличивающегося спроса на энергоносители обеспечение энергетических потребностей страны стало рассматриваться в качестве стратегической проблемы государства. В последние годы вопрос об обеспечении безопасности энергоснабжения стал занимать важное место и в мировой, и в региональной политике, а также стал неотъемлемой частью внутренних проблем, касающихся безопасности, стабильности, устойчивого развития и экологии. В настоящей статье предпринята попытка описания главных аспектов Энергетической стратегии Турции, принятой в мае 2011 г.
1.Состояние и перспективы развития топливно-энергетического комплекса Турции
74 % энергетической потребности Турции удовлетворяется за счет поставок энергоносителей из-за рубежа. Данным фактом во многом объясняется и главная цель турецкой энергетической стратегии, которая состоит в обеспечении, прежде всего, собственной энергетической безопасности.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
— обеспечить энергетическую потребность страны, по мере возможности, внутренними источниками энергии;
— минимизировать себестоимость добычи энергоносителей;
— обеспечить защиту окружающей среды от негативного воздействия работы топливно-энергетического комплекса;
— диверсифицировать стран-поставщиков, маршруты поставок и технологии добычи, а также типы и методы транспортировки энергоносителей;
— увеличить в энергопроизводстве долю возобновляемых энергетических источников;
— диверсифицировать «энергетическую корзину» страны;
— проводить исследовательские и поисково-разведочные работы как внутри страны, так и за ее пределами.
С 2001 года нормативно-правовая база Турции в сфере энергетики направлена на эффективное удовлетворение своих растущих энергетических потребностей в рамках условий свободной рыночной экономики. В стране стали проводиться усиленные работы по повышению энергопроизводительности и распространению энерготехнологий.
В течение последних десяти лет динамика потребления природного газа и электроэнергии в Турции оказалась на втором месте в мире, уступив лишь Китаю. Ожидается, что в среднесрочной перспективе данная тенденция сохранится, поскольку рост уровня социально-экономического развития страны предполагает повышение спроса на энергоресурсы.
Географическое положение Турции имеет стратегическое значение. Она расположена на стыке регионов, обладающих ? подтвержденных мировых нефтегазовых запасов, и является естественным энергетическим мостом между основными странами-экспортерами и европейскими странами-потребителями энергоресурсов. С точки зрения обеспечения энергетической безопасности уникальное месторасположение Турции, с одной стороны, открывает перед ней новые возможности, но с другой – накладывает на нее целый ряд обязательств.
По поставкам природного газа Турция намерена стать для Европы четвертой энергетической артерией после России, Норвегии и Алжира. В рамках политики расширения систем энергетических коридоров «Восток-Запад» и «Север-Юг» Турция прилагает большие усилия для того, чтобы стать динамичным энергетическим терминалом и надежным транзитером энергоресурсов.
2. Главные энергетические проекты Турции
В целях обеспечения энергетической безопасности Турции и других стран региона ведется активная работа по реализации и подготовке к реализации следующих проектов:
Нефтепровод «Киркук-Джейхан/Юмурталык»
Нефтепровод «Киркук-Джейхан» состоит из двух практически параллельных друг другу линий:
— Протяженность первой составляет 986 км (641 км по турецкой территории и 345 км по иракской);
— Протяженность второй линии составляет 890 км, из которых 656 км проходит по территории Турции, а 234 км по территории Ирака.
Нефтепровод «Киркук-Юмурталык» начал функционировать в 1977 г. Во время кризиса в Персидском заливе в 1990–1991 гг. Турция, присоединившись к санкциям ООН, отказалась от закупок иракской нефти и перекрыла нефтепровод «Киркук-Юмурталык». В декабре 1996 г. транспортировка мосульской сырой нефти частично была возобновлена. В настоящее время пропускная способность нефтепровода составляет 70,9 млн тонн в год. 19 сентября 2010 г. ввиду истечения срока действия Договор о транспортировке нефти по нефтепроводу «Киркук-Юмурталык» был продлен на 15 лет.
Нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан»
В настоящее время нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан» («БТД»), протяженность которого составляет 1760 км, является важнейшей составляющей системы энергетических и транспортных коридоров «Восток-Запад». Трубопровод предназначен для транспортировки каспийской нефти через Азербайджан и Грузию к турецкому порту Джейхан, расположенному на берегу Средиземного моря. Нефтепровод «БТД» стал первым трубопроводом в СНГ, проложенным в обход России и при непосредственном участии США и Великобритании. С началом его работы в очередной раз изменилась геополитическая расстановка сил в обширном регионе, охватывающем Центральную Азию, Кавказ и акваторию Каспийского моря. Транспортировка значительных объемов нефти, которая могла бы осуществляться через территорию России по существующему нефтепроводу «Баку – Новороссийск», в настоящее время производится в обход России, что снижает ее влияние в регионе. С экологической точки зрения нефтепровод обходит весьма чувствительные участки Черного моря и турецких проливов. Пропускная способность нефтепровода составляет 1,2 млн. баррелей в сутки. В ноябре 2008 г. по нефтепроводу «БТД» началась транспортировка казахской нефти.
Магистральный газопровод «Голубой поток»
Проект был реализован согласно Соглашению между Правительствами России и Турции о поставках российского природного газа через акваторию Черного моря, подписанному 15 декабря 1997 г., а также коммерческому контракту между российским ОАО «Газпром» и турецкой государственной корпорацией «BOTAS» на поставку в Турцию в течение 25 лет 16 млрд куб. м природного газа в год. Общая протяженность энергетической трассы «Голубого потока» составляет 1236 км. Первые поставки начались в феврале 2003 г.
Ирано-турецкий газопровод
Ирано-турецкий газопровод протяженностью 1131 км является третьей важной ветвью проекта «Набукко». Сооружение трубопровода началось в 1996 г. после подписания соглашения между турецким и иранским правительствами о поставках в течение 25 лет иранского природного газа в объеме 10 млрд куб. м в год. Газовые поставки по ирано-турецкому трубопроводу начались в 2001 г.
Газопровод «Баку-Тбилиси-Эрзурум»
Газопровод «Баку-Тбилиси-Эрзурум» («БТЭ»), который является второй составляющей системы энергетического коридора «Восток-Запад», был введен в эксплуатацию в июле 2007 г. Между Турцией и Азербайджаном подписан контракт, согласно которому по трубопроводу «БТЭ» предусмотрена транспортировка природного газа в объеме 6,6 млрд куб. м в год, добываемого в рамках первой стадии разработки газоконденсатного месторождения «Шах-Дениз». В рамках второй фазы разработки этого месторождения между Турцией и Азербайджаном достигнута договоренность относительно объемов, цен и транзитных тарифов по перекачке азербайджанского природного газа как в саму Турцию, так и на европейские рынки через территорию Турции.
Газопровод «Интерконнектор Турция-Греция-Италия» (ITGI)
Межправительственное соглашение о строительстве газопровода «Турция-Греция-Италия» было подписано в Риме 26 июля 2007 г. В ноябре того же года был открыт трубопровод, соединяющий газовые системы Турции и Греции. Ожидается, что строительство соединительного трубопровода между Грецией и Италией завершится в 2015 г. В целях расширения сфер сотрудничества между турецкой «BOTAS», итальянской «Edison» и греческой «DEPA» 17 июня 2010 г. был подписан протокол о намерениях по реализации проекта газопровода «ITGI».
Строительство газопровода «ITGI», стартовавшего реализацию «Южного коридора», имеет важное стратегическое значение с точки зрения поставок азербайджанского газа на рынки стран Юго-восточной Европы. Полный ввод в строй всей газотранспортной системы «ITGI» планируется на 2017 год. По данному трубопроводу предполагается транспортировать 11,6 млрд куб. м природного газа в год.
Проект магистрального газопровода «Набукко»
Проект газопровода «Набукко» протяженностью 3300 км (2000 км по турецкой территории) предполагает поставку газа из Каспийского региона и Ирака в Австрию через территории Турции, Болгарии, Румынии и Венгрии. Межправительственное соглашение о создании правовых норм для строительства проекта «Набукко» было подписано 13 июля 2009 г. Участниками проекта являются австрийская «OMV», венгерская «MOL», болгарская «Bulgargaz», румынская «Transgaz», турецкая «BOTAS» и немецкая «RWE». В качестве главных поставщиков газа по этому трубопроводу рассматриваются Азербайджан, Ирак и Туркменистан. Планируемая мощность трубопровода на завершающей стадии проекта составит 31 млрд куб. м. Строительство газопровода начнется в 2012 г., первые поставки природного газа начнутся в 2015 г.
Проект Арабского газопровода
В рамках проекта строительства арабского газопровода планируется транспортировка египетского природного газа в Турцию через территории Сирии и Иордании. Ожидается, что пропускная способность данного проекта составит 10 млрд куб. м в год. В настоящее время функционирует газовая ветка между Египтом и Сирией. Ведется работа по дополнению этой ветки сирийско-турецким трубопроводом «Алеппо-Килис».
Проект газопровода «Ирак-Турция»
В процессе реализации проекта «Южный коридор» Ирак занимает важное место. 15 октября 2009 г. в ходе заседания объединенного кабинета министров Турции и Ирака был подписан Меморандум о транспортировке иракского природного газа в Европу через территорию Турции. В свою очередь, премьер-министр Ирака Нури аль-Малики на церемонии подписания межправительственного соглашения о строительстве газопровода «Набукко» заявил о том, что его страна сможет поставлять 15 млрд куб. м природного газа в год для планируемого трубопровода.
Проект нефтепровода «Самсун-Джейхан»
26 сентября 2005 г. итальянская компания «Eni» и турецкое холдинговое предприятие «Сalik Enerji» подписали меморандум о создании совместного предприятия для строительства «Трансанатолийской трубопроводной компании» (Trans-Anatolian Pipeline Company – «TAPCO»). 24 апреля 2007 г. в Джейхане состоялась церемония закладки первого камня, на которой присутствовали министр экономического развития Италии Пьерлуиджи Берсани и министр энергетики и природных ресурсов Турции Хильми Гюлер. 19 октября 2009 г. главы правительств Италии, Турции и России подписали в Милане межправительственное соглашение о сотрудничестве в рамках строительства нефтепровода «Самсун-Джейхан». Одновременно с этим действующие участники этого проекта – «Eni», «Сalik Holding» и их совместное предприятие «TAPCO» – подписали меморандум о взаимопонимании с двумя потенциальными партнерами из России – ОАО «Роснефть» и ОАО «Транснефть». 24 сентября 2010 г. начались официальные переговоры с российской стороной относительно вопроса о заключении межправительственного соглашения по строительству нефтепровода «Самсун-Джейхан». Переговоры все еще продолжаются.
Согласно проекту, 45 % нефтепровода «Самсун-Джейхан» будет пролегать параллельно линии «БТД». Ожидается, что по нефтепроводу, протяженность которого составит 550 км, будет поставляться 60 млн тонн нефти в год. Благодаря данному проекту в значительной степени должны будут разгрузиться турецкие проливы, через которые ежегодно транспортируется около 110 млн тонн нефти и 40 млн тонн нефтепродуктов.
3.Энергетический фактор в отношениях между Турцией и ЕС
• Руководство Турции полагает, что реализация проекта газопровода «Набукко», нацеленного на обеспечение энергетической безопасности Турции и Европы, будет способствовать развитию турецко-европейских отношений, поскольку проект основан на принципах взаимной солидарности, зависимости и равенства.
• Евросоюз стремится убедить Турцию в необходимости ее присоединения к Договору Энергетического сообщества, положения которого обязывают стран-участниц открыть доступ к трубопроводам, проложенным по их территории, для иностранных компаний. Однако Турция заявляет, что указанный договор предназначен и для стран, на которые распространяется европейская политика соседства, в частности Молдавию и Украину. А Турция желает распространить на себя принципы и нормы права Евросоюза только на условиях вступления в Евросоюз, опасаясь, что подписание Договора Энергетического сообщества может стать альтернативой вступлению Турции в Евросоюз.
• В рамках переговорного процесса вступления Турции в ЕС завершилось рассмотрение вопроса об открытии энергетической главы.
• Кроме того, Турция продолжает вести работу по установлению синхронизированных связей с Европейской сетью системных операторов в электроэнергетике (ENTSO-E). В сентябре 2010 г. успешно было введено в эксплуатацию первое испытательное предприятие, адаптированное к европейским стандартам.
4. Атомная энергия
В последние годы в рамках процесса обеспечения независимости страны от зарубежных поставок энергоносителей большое внимание стало уделяться атомной энергии. Турция, по разным причинам откладывавшая строительство собственной АЭС, после долгих колебаний все же решилась установить на своей территории атомные энергоблоки. 12 мая 2010 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке «Аккую». Здесь хотелось бы сделать небольшое отступление. Как известно, в рамках вышеупомянутого межправительственного соглашения предусмотрено строительство четырех энергетических блоков. Однако в соответствии с лицензией на площадку «Аккую», выданной Турецким атомным агентством (ТАЕК) в 1976 г., на данном участке разрешена установка лишь одного энергоблока. Такое противоречие дает ТАЕК полное основание для отзыва лицензии на площадку.
Об этом пишут эксперты Института Ближнего Востока, как передает www.centrasia.ru и «Нефть России»