В последние месяцы значительно активизировался переговорный процесс вокруг строительства новых трубопроводных проектов, которые должны вывести каспийские углеводородные ресурсы на внешний рынок. Речь идет о транскаспийских нефте- и газопроводах, которые активно продвигают западные страны.
Созданию Транскаспийского газопровода западные страны придают огромное значение, рассматривая его в качестве ключевого фактора в определении будущего Каспийского региона. Его продвижение продиктовано политическими мотивами, поскольку снижение геополитической зависимости прикаспийских стран от России ставится во главу угла.
Устремления ЕС и США по продвижению Транскаспийского газопровода находят положительные отклики в Азербайджане и Туркмении. В Баку и Ашхабаде рассматривают строительство трубопровода в «своих» секторах как внутреннее дело, игнорируя возражения России и Ирана, которые выступают против реализации проектов по дну Каспия.
Руководители Туркмении, делая заявления о поддержке Транскаспия, в то же время не торопится давать окончательный ответ европейским странам. Подобная осторожность Ашхабада определяется желанием сыграть на усиливающейся заинтересованности в туркменских энергоресурсах стран ЕС и Китая, который последовательно наращивает свое присутствие на восточном побережье Каспия. Туркмения старается извлечь экономические и геополитические выгоды из соперничества западных стран и Китая за туркменские газовые ресурсы. Ашхабад заинтересован повторить путь Баку и стать второй газовой столицей на Каспии.
Возрастающее влияние Пекина на ситуацию в Каспийском регионе отмечали участники международной конференции «Каспийский регион в эпоху глобализации: проблемы, тенденции и перспективы международного сотрудничества», которая прошла в конце сентября в Астрахани. По мнению ее участников, наряду с проблемами миграции, регионального сотрудничества и безопасности одним из ключевых факторов, определяющих развитие региона, остаются трубопроводы.
В начале октября Евросоюз предложил Казахстану участвовать в строительстве Транскаспийского газопровода. Маршрут Тенгиз (Казахстан)–Туркменбаши (Туркмения) должен присоединиться к газопроводу Баку–Тбилиси–Эрзурум. Ключевую роль в реализации столь амбициозного проекта играет Турция, которая демонстрирует амбиции не только в отношении каспийских углеводородов, но и расширяет свое влияние в отношении балканских стран.
За дискуссиями о Транскаспийском газопроводе незаметным оказался вопрос Транскаспийского нефтепровода, который должен вывести казахстанскую нефть на европейский рынок. Данный вопрос обсуждался в конце сентября в Баку во время 8-й казахстанско-азербайджанской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Речь шла о перспективах строительства по дну Каспия нефтепровода, который может создать новый коридор между Европой и Азией по доставке нефти из Казахстана. Реализация данного проекта тесно увязывается с продвижением в разработке нефтяного месторождения «Кашаган».
Идея Транскаспийского нефтепровода имеет многолетнюю историю. Принципиальным моментом является изменение позиции Казахстана, который все больше становится сторонником строительства трубопровода по дну Каспийского моря. Пока проект не вышел за рамки обсуждения. Однако по мере разработки углеводородных месторождений и усиления внешнего давления казахстанские власти могут дать согласие на реализацию проекта Транскаспийского нефтепровода.
Пока же западные страны заинтересованы в дальнейшем вовлечении Казахстана, Азербайджана и Туркмении в сферу своих интересов. В них видят не только перспективные источники углеводородных ресурсов, но и инструмент ослабления позиций России в этом важном регионе. Свою активность усиливают США, чья поддержка проектов транскаспийских трубопроводов подчеркивает геополитическое значение Каспийского региона.
Сегодня Каспийскому региону пытаются навязать сценарий, который был реализован в 1990-х годах в отношении нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан. Мощная политическая поддержка, оказанная данному проекту со стороны США, позволила развернуть поставки энергетических ресурсов, добываемых в Азербайджане, с российского направления на западное, в сторону Европы. В результате через политическое сотрудничество уже на стадии переговорного процесса были созданы механизмы ускоренного вовлечения Баку в сферу интересов западных стран. Строительство БТД стало пробным шаром в политике западных стран, которые через политические механизмы реализовали трубопроводный проект.
Разворот азербайджанской нефти в сторону европейского рынка на годы вперед предопределил внешнеполитический вектор Азербайджана, одновременно уменьшив роль России в определении направления поставок каспийских углеводородов.
Подобный подход западных стран прослеживается в отношении газовых ресурсов. Массированная политическая поддержка западными странами проектов Nabucco и Транскаспия меняет подходы Азербайджана, Туркмении и Казахстана к реализации трубопроводных проектов через Каспийское море.
Геополитическое соперничество прикаспийских стран за пути доставки углеводородных ресурсов усиливает региональную напряженность. Это вызвано наличием большого числа противоречий, в основе которых лежат политические факторы. Нестабильные трубопроводные альянсы, формирующиеся под воздействием третьих сил, ослабляют механизмы многостороннего сотрудничества.
Строительство транскаспийских трубопроводов приведет к кардинальным изменениям в Каспийском регионе. Получив дополнительный выход своих ресурсов на внешний рынок, прикаспийские страны значительно усилят свои позиции. Произойдет дальнейшее снижение влияния России, что ослабит ее переговорные позиции с прикаспийскими странами.
Предлагаемая трубопроводная конфигурация во многом носит искусственный характер. Навязывание прикаспийским странам трубопроводных проектов и изоляция Ирана делают ситуацию в Каспийском регионе неустойчивой, подтверждая тот факт, что подавляющая часть будущих проектов – это проекты с политическими решениями.
В последнее время нет недостатка в прогнозах будущего Каспийского региона, которое рассматривается в основном через призму трубопроводов. Экологическая безопасность, судоходство, биоресурсы и прикаспийское сотрудничество отошли на второй план. Между тем количество трубопроводных проектов уже намного превышает возможности прикаспийских стран по их наполнению. Это отчетливо видно, если проследить динамику роста добычи углеводородных ресурсов в прикаспийских странах и сопоставить имеющийся объем нефти и газа с мощностью уже существующих проектов. Потенциальные участники различных трубопроводных консорциумов ведут борьбу за один и тот же ресурс. В итоге ключевым вопросом, который оказывает влияние на продвижение трубопроводных проектов, остается проблема наличия свободных объемов нефти и газа. В результате при обсуждении новых проектов доминирует политическая составляющая, оставляя без ответа их экономическую целесообразность.
Сергей Сергеевич Жильцов — доктор политических наук, руководитель Центра СНГ Института актуальных международных проблем.
Источник — НГ-энергия