Как свидетельствуют дипломатические депеши, недавно обнародованные Wikileaks, размещение Ираном в 2009 году нефтяной платформы близ территориальных вод Азербайджана на Каспии заставило Баку пожалеть об отсутствии у страны военного потенциала для отражения подобной угрозы и обратиться за советом к США.
Документы представляют собой увлекательное чтение и дают представление о стратегическом мышлении азербайджанского и американского правительств в связи с угрозой конфликта на Каспии. Из них явствует, что Азербайджан опасается угрозы своей нефтегазовой инфраструктуре на Каспии как со стороны Ирана, так и со стороны России, а сотрудники американского посольства стремятся предотвратить подобные конфликты из-за их экономических последствий.
Кризис, о котором, похоже, прежде не сообщалось, начал разворачиваться в ноябре 2009 года, когда Иран спустил на воду свою новую платформу «Иран-Алборз» в акватории, оспариваемой друг у друга Азербайджаном и Ираном. США поделились некими (неназванными) разведданными с Али Асадовым, главным советником президента Гейдара Алиева по вопросам энергетики, на что Асадов ответил:
«Ситуация, как показывает ваша информация, очень сложная, и напряженность будет нарастать». Асадов не уточнил, какие именно шаги планировало предпринять азербайджанское правительство. Как и многие наши собеседники в правительстве Азербайджана, Асадов скорее собирал информацию и взвешивал варианты, имеющиеся в распоряжении у Азербайджана в свете превосходящей военно-морской мощи Ирана».
Оценка ситуации Асадовым заслуживает того, чтобы ее привести здесь подробнее:
«Асадов заявил, что действия Ирана «имеет отношение не только к самому Ирану, но и к нашему северному соседу (России)». Он сообщил нам, что Россия наращивает свой военный кулак на Каспии, становясь поперек дороги у проекта Транскаспийского трубопровода и препятствуя энергетическому сотрудничеству Азербайджана с Туркменистаном. Задача России, по его словам, состоит в чинении помех транспортировке азербайджанского и центральноазиатского газа на мировые рынки. Из всех стран региона сегодня лишь азербайджанские энергоресурсы экспортируются на мировые рынки в обход России, отметил он. Россия, по его словам, заблокировала Казахстан с Туркменистаном и стремится не допустить потепления азербайджано-туркменских отношений…
Асадов коснулся вопроса, внушающего ему серьезную озабоченность: Иран и Россия пытаются воспользоваться нынешним не лучшим состоянием азербайджано-турецких отношений и забуксовавшими переговорами по поводу транзита газа с тем, чтобы поставить крест на транзите азербайджанского и туркменского газа на мировые рынки. «Я полагаю, что момент выбран не случайно», – подчеркнул Асадов, отметив, что Иран пытается обратить себе на пользу сложившиеся «у нас с Турцией прохладные отношения».
Асадов пояснил, что правительство Азербайджана будет реагировать в меру своих возможностей, но не способен дать серьезный отпор военными средствами. «Вам известен уровень боеспособности наших пограничных войск. Мы располагаем недостаточным потенциалом и нуждаемся в военной помощи». «В случае возникновения даже незначительного конфликта в регионе все наши работы на Каспии будут остановлены», – подчеркнул он. Асадов отметил, что ненужная эскалация конфронтации не отвечает интересам Азербайджана, а оружие нужно государству для того, чтобы другие дважды подумали, прежде чем предпринимать какие-то действия».
Асадов нарисовал довольно мрачную картину, говоря о ситуации с азербайджанскими и центральноазиатскими энергоресурсами, пребывающими в стратегическом окружении со стороны России и Ирана при вольном или невольном содействии Турции. По оценке Асадова, газовый конфликт Азербайджана с Турцией из обычного торгового спора перерос для Азербайджана, ЕС и США в стратегическую проблему в сфере безопасности. В ситуации, когда на западном фронте газового транзита Азербайджан завяз в переговорах с Турцией, Иран и Россия, по мнению Асадова, постараются поставить крест на ближайшей перспективе транспортировки туркменского газа на запад. Посольство разделяет мнение, что эскалация военной напряженности на юге Каспия может негативно сказаться на интересе Запада к дальнейшему продвижению Транскаспийского проекта».
В другой депеше рассказывается о встрече с вице-президентом Государственной нефтяной компании ГНКАР, в ходе которой чиновник «подчеркнул неспособность Азербайджана ответить Ирану военными методами, заявив, что «мы не США, Иран или Россия, так что порой предпочитаем закрывать глаза» на те или иные события», раз возможная линия поведения труднореализуема либо неприемлема».
Затем чиновник попросил совета, что делать:
«Вице-президент Насиров просил совета правительства, ВМС и береговой охраны США касательно наилучших путей решения проблемы. Военно-морской атташе подчеркнул, что имеется много механизмов мирного урегулирования проблемы в рамках морского поля. Мы договорились еще раз попросить сориентировать ГНКАР и правительство Азербайджана насчет путей урегулирования данной ситуации. Военно-морской атташе выдвинул ряд предложений по поводу того, как можно пока минимизировать возможность инцидента на Каспии, не поступаясь территориальными претензиями Азербайджана:
– Береговой охране Азербайджана следует осуществлять мирное присутствие. Простое присутствие в данной зоне будет способствовать упрочению территориальных претензий Азербайджана.
– Береговой охране надлежит входить в контакт со всеми судами, нарушающими, по их представлению, территориальные воды Азербайджана, и фиксировать эти переговоры. Как пояснил военно-морской атташе, впоследствии можно будет подать жалобу посредством таких международных организаций, как Международная морская организация (ИМО), на сей счет имеется устоявшаяся методика.
– Для предотвращения инцидента на море капитан катера береговой охраны, патрулирующего воды в непосредственной близости от участка «Алборз» должен иметь четкие указания со стороны политического руководства Азербайджана касательно своей задачи и линии поведения».
В еще одной депеше отмечается, что данный эпизод предоставляет возможность для наращивания сотрудничества с Азербайджаном в сфере безопасности:
«Недавний спуск Ираном платформы «Алборз» в спорных водах Каспия предоставляет возможность укрепить с правительством Азербайджана морское сотрудничество на Каспии. Азербайджанские ВМС, береговая охрана, НГКАР стремятся развивать сотрудничество в морской сфере. Они признают, что имеющийся у них на настоящий момент потенциал на море довольно слаб и способен охватить лишь 30 процентов акватории, на которую претендует Азербайджан. С точки зрения правительства США, самой большой и непосредственной проблемой является отсутствие у правительства Азербайджана возможности контролировать с берега половину участков крупнейшего в стране блока месторождений Азери–Чираг–Гюнешли, ежедневно поставляющего на западные рынки по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан свыше миллиона баррелей нефти. Посольство в Баку рекомендует нам оперативно воспользоваться возникшими у Азербайджана опасениями в отношении платформы «Алборз» и приступить к наращиванию соответствующего потенциала Азербайджана совместными силами…
Слабый потенциал Азербайджана на море чреват непреднамеренной конфронтацией с Ираном, Россией и другими региональными игроками, поскольку Азербайджану нужно разместить в спорных водах свои суда с целью получения хотя бы базовой информации о событиях в этой акватории. Отсутствие соответствующего потенциала делает блок месторождений Азери–Чираг–Гюнешли и месторождение «Шах-Дениз» уязвимыми перед атаками со стороны государств региона, террористов и других негосударственных структур. Азербайджан в курсе, что и Россия, и Иран периодически нарушают пределы своих секторов, но не может с этим ничего поделать…
Правительство Азербайджана серьезно беспокоит возможность подводных диверсий на своих энергетических объектах. Военно-морской атташе отметил, что во времена СССР в Баку существовал центр спецопераций для развития соответствующего потенциала. В ответ на советские возможности Иран предпринимал соответствующие шаги, долгие годы поддерживая вялотекущий конфликт на Каспии. Есть основания полагать, что и Россия, и Иран развивают свои наработки в данной сфере. Так что есть мнение, что глубокая озабоченность правительства Азербайджана в связи с возможностью подводной диверсии на его энергетических объектах является вполне обоснованной.
Принятие мер по укреплению морского потенциала Азербайджана обеспечит стране возможность ужесточить контроль и поможет властям республики:
– лучше уяснить и оценить развитие событий в сфере безопасности на Каспии, в том числе и на спорных участках акватории;
– избежать непреднамеренной конфронтации с такими сопредельными странами, как Иран, Россия и Туркменистан;
– наладить более эффективную систему предупреждения об угрозах со стороны негосударственных игроков;
– узнавать и при возможности упреждать угрозы объектам энергетической инфраструктуры Азербайджана.
В переписке также отмечается, что конфликтные ситуации в сфере безопасности тормозят коммерческое развитие энергетической инфраструктуры. Так, например, после вооруженной конфронтации 2001 года между Азербайджаном и Ираном на спорном участке «Алов» компании BP и Statoil отказались от его освоения. Восемь лет спустя освоение участка «Алов» так и не сдвинулось с мертвой точки».
И последняя депеша от февраля 2010 года, касающаяся означенного инцидента и дающая основание полагать, что дело в итоге зашло в тупик:
«Недавний провокационный спуск на воду в спорном секторе Каспия иранской полупогружной платформы «Алборз» (несмотря на обещания не делать этого) внушает обеспокоенность правительству Азербайджана, которое, впрочем, не выказывает его публично. Правительство Азербайджана явно готово терпеть такую ситуацию, если только иранская платформа не начнет продвигаться дальше на север».
Об этом пишет EurasiaNet и «Нефть России»