Еврокомиссия сделала крупную ставку на Транскаспийский проект. Всего 200 км подводной трубы между Туркменией и Азербайджаном принципиально меняют расклад в сфере ресурсного обеспечения «Южного коридора», по которому газ из каспийского региона планируется поставлять в Европу через Грузию и Турцию. Для этого консорциум во главе с ВР построил газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум для транспортировки газа с месторождения «Шах-Дениз» на шельфе Каспия. В 2017-2018 годах здесь планируется начать добычу. Но ресурсов там немного — проектный уровень добычи 16 млрд кубометров газа в год, из которых 6 млрд кубометров собирается покупать по долгосрочным контрактам Турция. Остается всего 10 млрд кубометров излишка. Притом, что с турецкой территории в ЕС предлагается три газопровода — Nabucco, ITGI и TAP — общей проектной мощностью около 50 млрд кубометров. Более того, главный для Брюсселя проект NABUCCO спроектирован на 31 млрд кубометров газа в год.
«Проблему может решить подключение к проекту Туркмении. Страна добывает около 60 млрд кубометров в год и заявляет об огромных успехах в геологоразведке. В частности, на прошлой неделе Ашхабад объявил об увеличении минимальных извлекаемых ресурсов газа на месторождении «Южный Йолотен» на востоке страны c 4 до 13 трлн кубометров, а максимальные с 12 до 21 трлн. Но для того, чтобы подключить их к «Южному коридору», нужно пересечь Каспий. Президент Австрии Хайнц Фишер, который на прошлой неделе совершил турне по маршруту Баку-Ашхабад, на встрече с президентом Туркмении Гурбангулы Бердымухамедовым признал наличие проблем, но выразил уверенность: «Мы преодолеем все препятствия за счет определенных усилий». Попытки предпринимаются давно, но пока безуспешно. Новый поход Еврокомиссии при активной дипломатической поддержке Вашингтона официально стартовал в начале сентября и выглядит гораздо более подготовленным», — утверждает столичное издание.
Также напоминается, что Брюссель получил от руководства стран Евросоюза мандат на переговоры с Баку и Ашхабадом по поводу трехстороннего соглашения по Транскаспийскому проекту. Стороны создали рабочую группу для подготовки документов. Азербайджан и Туркмения уже около года на всех встречах прикаспийских государств (в их числе Россия, Казахстан и Иран) синхронно выступают за то, что прокладка морской трубы — это их внутреннее суверенное дело. На встрече с Фишером Бердымухамедов отметил, что они «приступают к созданию контрактной и правовой базы для поставок туркменского газа в Европу».
Отметим, что через десять дней в Ашхабад может по приглашению Бердымухамедова приехать глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу на празднование двадцатилетия независимости Туркмении. «Астана занимает нейтральную позицию, Москва и Тегеран выступают категорически против, требуя сначала урегулировать правовой статус Каспия. И после выдачи мандата Еврокомиссии МИД России распространил сверхжесткое заявление о недопустимости вмешательства третьей стороны в дела каспийской «пятерки». В ответ еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер пообещал России большие проблемы в газовом бизнесе с Европой. Во-первых, если Москва будет мешать строить «Транскаспий», ей не дадут построить «Южный поток», конкурирующий с «Южным коридором» проект доставки российского газа в Юго-Восточную и Центральную Европу. Во-вторых, Еврокомиссия сделает все, чтобы сузить рынок газа в ЕС за счет ужесточения регулирования. Звучало это как ультиматум. А в конце сентября несколько сотен офицеров ЕК провели масштабные обыски в офисах «дочек» «Газпрома» и его партнеров в десяти странах Восточной и Центральной Европы. По большому счету у Москвы нет других рычагов противодействия Транскаспийскому проекту, кроме демонстрации мощи своим более мелким соседям и консолидации усилий с Ираном. Азербайджан и Туркмения уже готовят ответные шаги. Согласно данным WikiLeaks, Баку консультировался на этот счет с Вашингтоном, а Бердымухамедов на прошлой неделе провел смотр военно-морских сил Туркменистана (их состав не сообщается), учредил День ВМФ страны и поручил им блюсти интересы государства на Каспии», — заключает российское издание.
По материалам ИА REGNUM