Эр-Рияд в последние годы утратил спокойный сон, ситуация вокруг крупнейшего государства на Аравийском полуострове серьёзно осложнилась. Да и внутри страны назрели проблемы связанные с наследованием престола, активизацией недовольных групп населения, в связи с ситуацией в арабском мире.
Умер наследник престола Королевства и министр обороны в последние 50 лет, принц Султан бен Абдель Азиз аль-Сауд. В это же время король Саудовской Аравии Абдалла ибн Абдель Азиз аль-Сауд передал часть своих властных полномочий представителям монархического семейства и проходит курс реабилитации после третьей операции на позвоночнике.
Надо отметить, что передача власти в стране представляет собой весьма сложный процесс, связанный с высокой степенью риска и придворными интригами. К тому же большая часть из 18 сыновей короля — это люди весьма преклонного возраста, некоторые имеют серьёзные проблемы со здоровьем, другие не имеют опыта в управлении государством.
В настоящее время де-факто Королевством управляет Наиф, после смерти Султана второе лицо в саудовском «табеле о рангах», сводный брат короля Абдаллы и министр внутренних дел. Он также не отличается молодостью — ему 78 лет. Наиф самый первый претендент на престол Саудовской Аравии, что вызывает серьёзные опасения в либерально-демократических кругах страны, в связи с его консерватизмом и связями с религиозными кругами. Есть опасения, что Наиф став королём свернёт курс реформ, которые начал Абдалла (которые тот начал во многом под давлением обстоятельств).
Также надо учитывать тот факт, что умерший Султан был сторонником максимально близких отношений с Соединенными Штатами. А Абдалла, как и Наиф считают, что дружба с Вашингтоном — это хорошо, но приоритетом Эр-Рияда должна быть военно-политическая гегемония в ближневосточном регионе и идеологическое лидерство (на основе ваххабизма) в исламском мире. Так, Абдалла выступал против продавленного Султаном решения о размещении американского военного контингента на территории королевства в ходе операции против Ирака.
После того как Абдалла в 1996-м году стал фактически главой государства, когда у короля Фахда произошёл обширный инсульт, внешняя политика Королевства стала приобретать все более независимый характер. Все чаще между Саудовской Аравией и Соединенными Штатами стали возникать если и не серьёзные разногласия, то, как минимум недопонимание. Особенно в таких вопросах, как «международный терроризм», атомная программа Саудитов (взаимодействие в этой области с Пакистаном), взаимоотношения Королевства с талибами. Это не вызывало радости у Султана, но Абдалла довольно успешно сумел его нейтрализовать, начав «борьбу с коррупцией», причём удар пришёлся на министерство обороны.
Наследный принц Наиф разделяет внешнеполитические взгляды Абдаллы. По его мнению, Королевство должно возглавить исламский мир. Наиф является сторонником создания «Исламского халифата» во главе с династией Саудитов. Его основой может стать Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), в который входят Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия. Правительства этого Союза планируют создать единую валюту, а штаб-квартира единого центрального банка будет находиться в столице Саудовской Аравии. В 2008 году страны ССАГПЗ создали общий рынок. Влияние этого союза может быть весьма серьёзным — общие запасы нефти стран — членов этого Совета насчитывают 484 млрд. баррелей, что составляет более половины нефтяных резервов государств — членов ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти). Одна Саудовская Аравия обладает 23% мировых запасов нефти, являясь энергетической сверхдержавой. Идёт постепенный процесс создания Объединенных вооруженных сил (ОВС) ССАГПЗ «Щит полуострова». Они были основаны ещё в 1983 году.
С приходом к власти Наифа процесс создания «Исламского халифата» будет ускорен. Союз может быть расширен за счет включения Иордании и Марокко. Понятно, что Наиф приложит все силы к тому, чтобы это объединение было преобразовано в полноценный религиозно-политический и военный блок. Надо учесть и тот факт, что страны Персидского региона ведут настоящую гонку вооружений, закупая на Западе и в США крупные партии вооружений, включая новейшие боевые самолёты, вертолёты, корабли, бронетехнику, средства ПВО и пр.
Разумеется, Эр-Рияд постарается ускорить свою атомную программу, в этом деле у него есть хороший союзник — Пакистан. «Исламский халифат» Саудитов обладающий не только огромными запасами углеводородов, массой новейшего вооружения, да ещё и с ядерным оружием, может стать серьёзным противником для Ирана.
Для России — это будет весьма неприятная новость. Саудовская Аравия была врагом Советского Союза, поддерживая моджахедов. В годы Чеченской войны Эр-Рияд поддерживал чеченских сепаратистов. При появлении «Исламского халифата» во главе с Саудитами, активность религиозных миссионеров из Саудовской Аравии в республиках постсоветской Средней Азии значительно возрастет, не забудут они и Крым, Северный Кавказ, республики Среднего Поволжья.
В этом отношении (против Эр-Рияда) мы сможем найти союзника в Иране, который сам претендует на лидерство в исламском мире, думается и Израиль будет не рад появлению подобной сверхдержавы на его рубежах. Возможно удастся найти общий язык и с Анкарой — ныне турки союзники Саудовской Аравии в создании суннитского блока. Но сомнительно, что Анкара уступит роль лидера среди суннитов Эр-Рияду, без серьёзной причины. Политическая элита Турции серьёзно настроена на строительство «Османской империи-2».
Источник — Самсонов Александр topwar.ru