Скованные одним газом

Карта с сайта: http://www.ng.ru/

 

Строительство турецко-азербайджанского газопровода в Европу — это уже не только экономика, но и геополитика, считает эксперт Игорь Шишкин

Азербайджан и Турция подписали пакет газовых соглашений, касающихся второй стадии проекта «Шах-Дениз». Как пишет «Независимая газета», он рассматривается в качестве основного источника для альтернативных российским проектам газоснабжения Европы.

Согласно заключенному договору, Азербайджан будет поставлять в Европу 10 миллиардов кубических метров газа ежегодно. Соглашение было подписано во время визита президента Ильхама Алиева в Турцию.

Перспективы газового сотрудничества Баку и Анкары в интервью «Голосу России» оценил заместитель директора Института стран СНГ Игорь Шишкин.

— Эксперты отмечают, что соглашение, подписанное в Турции, открывает для Азербайджана газотранспортный коридор в Европу, что в целом хорошо для Азербайджана. Но не пострадают ли от этого российские позиции в Европе, в частности позиция «Газпрома»?— Действительно, в экономическом плане эти соглашения выгодны и для Турции, и для Азербайджана. Конечно, в какой-то мере они могут ущемить интересы «Газпрома» в той же Турции. Например, там же предусматривается еще и поставка газа в Турцию. Но на рынке конкуренция есть конкуренция. И я думаю, что «Газпром» сможет с этим справиться. Тем более, что ни о каком отказе от поставок газа из России в Турцию речи быть не может. То есть, потери рынка нет.

Другое дело, что это связано с «Южным транспортным потоком», и это уже не экономика, а геополитика. В настоящее время, как известно, экономика России зависит от западной, от европейской экономики. Но и экономика Европы зависит от российской, в первую очередь — через энергопоставки. И эта взаимозависимость обрекает нас в любых, даже самых сложных ситуациях искать компромисс.

Вспомните, в августе 2008 года авторам той провокации не удалось столкнуть лбами Россию и Евросоюз во многом благодаря этой взаимозависимости. Она не всех устраивает. Отсюда этот проект «Южного транспортного потока» — поставлять энергоресурсы в обход России. Россия остается зависимой, а с той стороны зависимости нет. И можно разговаривать с Россией языком ультиматумов, делать предложения, от которых отказаться нельзя. Поэтому относиться несерьезно к таким соглашениям Россия не может.

Конечно, пока это еще не реальные угрозы. Там планируется поставка после 2017 года порядка 16 миллиардов кубометров, даже меньше. Если учесть, что только в прошлом году «Газпром» поставил в одну Германию сто с лишним миллиардов кубометров, то это не вызов нашей безопасности. Но звонок прозвучал, и здесь нужно подумать самому Азербайджану: нужно ли Азербайджану и азербайджанскому народу участвовать в откровенно антироссийском проекте? Тем более, что миллионы азербайджанцев своими ногами голосуют за северный вектор.

— Перейти на азербайджанский газ — это продуманная политика Турции в Европе? Ведь ранее Турция не стала продлевать закончившийся контракт с «Газпромом» на поставки газа.

— Нет. Одно дело — поставки газа в Турцию. Это конкурентная борьба, борьба за цену на газ. Другое дело — «Южный поток». Азербайджан — это только первый шаг, потому что возможности Азербайджана, «Шах-Дениз-2», не позволяют в полной мере решить проблему разорвать взаимозависимость экономик Европы и России. Здесь нужен еще и туркменский газ.

И об этом открыто говорят в Брюсселе — Транскаспийский газопровод и прочее. То есть это еще отдаленная перспектива. Но стратегические цели поставлены, и туда идут последовательно уже не одно десятилетие, а с середины 90-х годов.

— О «Набукко» очень много говорят. Вносит ли ясность этот новый контракт в будущее проекта «Набукко», когда из Туркмении через транскаспийский коридор предполагается доставлять газ в Турцию и далее в Европу? Это все спланированная политика?

— Конечно, это осознанная политика. Но чем она завершится, пока еще никто не знает, потому что проблему Каспия еще не решили. Кроме того, Россия ведь не будет смотреть на все это и мирно ожидать, когда ей станут выдвигать ультиматум. У нас есть свои рычаги давления, свои варианты предложений — как кнут, так и пряник.

Не нужно забывать, что Азербайджан и Россия тоже связаны огромным количеством жизненно необходимых и для Азербайджана нитей. Поэтому здесь перспективы еще очень большие. Это один из шагов в сторону того, чтобы осложнить наши взаимоотношения с Европой, но еще не окончательный. Еще точка невозврата не пройдена.

Источник: Голос России