Россия – не единственная страна-экспортер углеводородов, которая намерена осваивать рынки Азии. Достаточно скоро ей придется делить их с Канадой, которой надоело быть «сырьевым придатком» США.
На днях американская администрация объявила, что замораживает как минимум до президентских выборов 2012 г. строительство нефтепровода Keystone XL. Этот трубопровод стоимостью $7 млрд должен соединить канадскую провинцию Альберта, где находится одно из крупнейших в мире месторождений тяжелой нефти (нефтеносные пески), с побережьем Мексиканского залива в штате Техас. Там канадская нефть должна перерабатываться и при необходимости экспортироваться далее.
Белый дом до недавних пор одобрял этот проект, и два из четырех его этапов (до штата Оклахомы) были реализованы: нефтепровод проложили сначала до Иллинойса, а потом до Оклахомы. Однако против продления трубы до Техаса выступили несколько общин в США, а также активисты экологических организаций, поддерживавших Барака Обаму. И президент резко изменил свое мнение: «Поскольку это решение может повлиять на состояние здоровья американцев и окружающую среду, а также из-за того, что озабоченность в связи со строительством трубопровода высказала общественность, мы должны взять тайм-аут, чтобы ответить на все высказываемые вопросы», – заявил американский президент.
В ответ на объявленную отсрочку Оттава тут же заявила, что намерена развивать экспорт нефти в Азию, где это топливо будет с радостью встречено растущими экономиками. Прежде всего, кончено, китайской. Очень кстати в это время подвернулся саммит АТЭС. «Необходимо убедиться, что мы можем получить доступ к азиатским рынкам с нашей энергией. Это будет для нас приоритетным направлением, и я отметил это во время вчерашней встречи с президентом Китая», – заявил премьер-министр Канады Стивен Харпер в кулуарах саммита. По всей видимости, к его предложениям был проявлен немалый интерес.
Собственно, экспортировать нефть в Азию Канада решила не вчера. Существует проект Northern Gateway, предполагающий сооружение 1177-километрового нефтепровода из Альберты в порт Китимат (провинция Британская Колумбия) на Тихом океане. Две нитки этого трубопровода смогут ежедневно поставлять к побережью до 525 тыс. баррелей нефти, и оттуда в Азию ежегодно будет курсировать более 200 танкеров. Проект получил одобрение глав участвующих в нем провинций еще в июле этого года, то есть до того, как США притормозили Keystone XL.
Таким образом, Канада использовала экологические препоны строительству нефтепровода в США как повод чтобы оправдать давно вынашиваемые планы диверсификации нефтяного экспорта. Причем она собиралась реализовать их различными способами – в том числе, используя и своего южного соседа. Ведь новый нефтепровод в США уже построен – нет только выхода к портам, и именно этот факт вызвал бурю негодования в Оттаве. Видимо, Канада рассчитывала не столько поставлять нефть соседям, сколько пользоваться их портовой инфраструктурой для экспорта в другие страны. Теперь же единственной возможностью диверсифицировать нефтяной экспорт остается сооружение транспортной инфраструктуры по доставке нефти к Тихоокеанскому побережью и соответствующих портовых мощностей на нем.
Канада в любом случае намерена выходить на азиатский энергетический рынок. В конце лета глава Банка Канады Марк Кэрни, выступая в парламенте, отметил, что одним из основных факторов роста канадской экономики в дальнейшем будет служить диверсификация экспорта энергоносителей, поскольку в странах с растущими рынками устойчиво увеличивается спрос на нефть – основный экспортный товар Канады.
Правда, и здесь на пути встали экологи: местные природоохранные организации подняли население Британской Колумбии на сопротивление строительству новой трубы. Еще в прошлом декабре с подачи «зеленых» Палата общин канадского парламента приняла резолюцию, запрещающую крупномасштабный экспорт нефти с Тихоокеанского побережья. Вообще же, в Канаде уже около 30 лет действует негласный мораторий на подобные экспортные операции. Но теперь, похоже, экономические интересы возобладали над экологическими: нефтяные компании активно лоббируют отказ от этого моратория.
Местные обозреватели полагают, что проект Northern Gateway, имеющий общенациональное значение, едва ли удастся остановить по экологическим соображениям. Таким образом, через несколько лет на азиатских рынках появится канадская нефть объемом более 25 млн т в год. Это примерно столько же, сколько поставляется сейчас в Китай по ответвлению от российского экспортного нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО).
Впрочем, жесткой конкуренции на китайском рынке нефти опасаться не стоит: там хватит места всем поставщикам. КНР увеличивает потребление нефти рекордными темпами: например, в этом году они составят более 12%, и потребление достигнет 450 млн тонн. К 2015 г. Китаю понадобится на 100 млн т черного золота больше, а к 2030 г. он, согласно прогнозам, догонит и перегонит США, став крупнейшим в мире потребителем нефти. Так что Канада, как и Россия, делает ставку на самого перспективного в мире клиента экспортеров углеводородов.
Источник: infomain.ru
Комментарии