Трансбалканский ноль. Болгария сорвала проект строительства нефтепровода Бургас-Александруполис

Болгарии понадобилось четыре года на решение по нефтепроводу Бургас-Александруполис. Пришедшее к власти в 2009 году правительство заявило, что не может участвовать в проекте на условиях 2007 года. Теперь российским энергетикам, у которых раньше был «болгарский» козырь в переговорах с Анкарой по нефтепроводу Самсун-Джейхан, видимо, придется уступить несговорчивым туркам.

Болгария решила выйти из проекта строительства Трансбалканского нефтепровода, который должен был соединить Бургас и греческий Александруполис. Проект был задуман еще в 90-х годах как альтернатива транспортировке нефти по проливам Босфор и Дарданеллы, перегруженным танкерами. Соглашение о строительстве Греция, Россия и Болгария заключили в 2007 году.

Через два года после этого к власти в Софии пришло правительство премьер-министра Бойко Борисова, притормозившего совместные с Россией энергетические проекты. Министр финансов Симеон Дьянков сразу же заморозил партнерство с Москвой, сославшись на отсутствие средств. К тому же болгарская сторона усомнилась в экологической безопасности строительства. 7 декабря Дьянков сообщил, что кабинет министров решил отказаться от строительства Трансбалканского нефтепровода, хотя экологи совсем недавно одобрили проект. Ни российская, ни греческая стороны официальных сообщений от болгар не получали. Афины подтвердили, что страна не собирается покидать проект.

Министр сослался на исследование французского банка Societe Generale и назвал условия соглашения от 2007 года нерентабельными в текущей экономической ситуации. Об этом сообщает The Sofia Echo. Акционеры проекта согласуют решение Болгарии 14 декабря. Но если оно и не будет одобрено, то у Болгарии есть запасной вариант: она, как предупредил Дьянков, может выйти из СП через 12 месяцев в одностороннем порядке.

Выгодно Турции

В сентябре этого года вице-президент «Транснефти» Михаил Барков сообщал, что альтернативой проливам Босфор и Дарданеллы могут служить около 15 проектов, из которых 7 являются наиболее реальными. Аналитики, опрошенные деловыми СМИ, склоняются к тому, что российские нефтяники будут вынуждены активизировать переговоры с Турцией по строительству трубопровода Самсун-Джейхан.

Стороны до сих пор не могут согласовать цены на транспортировку, однако уже ясно, что Трансбалканский нефтепровод был бы на порядок выгоднее. Турция просит за перекачку одной тонны сырья 30 долларов, тогда как «Траснефть» надеется на 19-20 долларов. В то же самое время стоимость прокачки по трубам Бургас-Александруполис могла бы составить 8 долларов за тонну. Для сравнения, транспортировка по проливам обходится в 6-8 долларов за тонну нефти.

После отказа Болгарии от Трансбалканского нефтепровода, Москва уже не сможет так же уверенно добиваться от Анкары снижения цен на транспортировку. Какие бы варианты ни рассматривала «Транснефть», Самсун-Джейхан представляется наиболее вероятным, хотя полностью готовой альтернативы нет. Здесь определенную роль играет политика: есть предположение, что Турция преувеличивает проблему загруженности проливов, чтобы влиять на Москву.

К тому же Самсун-Джейхан, который должен пройти через всю Турцию, соединив черноморское и средиземноморское побережья, невыгоден России. Проект увеличит значимость трубы Баку-Тбилиси-Джейхан, создав таким образом конкуренцию на южном направлении.

России не понравится

Как отмечают «Ведомости», официальный отказ Болгарии не стал сюрпризом для партнеров. Фактически проект уже был «мертвым», так как София не раз давала понять, что готова выйти из СП. Российских энергетиков в настоящее время волнуют два вопроса: как взыскать компенсации и где строить альтернативный путь транспортировки сырья. За отказ от проекта стране грозят штрафные санкции в размере около 500 миллионов евро. Об этом еще в прошлом году заявлял бывший премьер-министр Болгарии Сергей Станишев.

«Коммерсантъ» пишет со ссылкой на бывшего министра экономики, энергетики и туризма Болгарии Петра Димитрова, что санкции могут достигать миллиарда евро. Дьянков не разделяет мнения своих соотечественников. По его словам, правительство целый год консультировалось с международными юристами, которые убедили его, что стране не грозят никакие санкции. Еще у Болгарии за время размышлений накопились долги перед российской стороной в размере около 7 миллионов евро, однако их чиновники обещают погасить.

Дорогое решение

Не исключено, что Болгария изменит свое решение, так как в стране уже не раз заявляли о выходе из проекта. Но на этот раз чиновники выбрали не самое лучшее время. Долговой кризис развитых государств еврозоны может сильнее всего ударить по странам Восточной и Центральной Европы, из которых Болгария является одной из беднейших. И в такой ситуации портить отношения с Москвой было бы недальновидно, поскольку страна более чем на 90 процентов зависит от российского энергетического импорта.

На решение Софии также во многом влияет политика. Хоть Дьянков и назвал в качестве причины отказа нерентабельность проекта, болгарская сторона не пыталась договориться о новых условиях. Зная о стоимости всех альтернативных маршрутов, чиновники могли бы выторговать дополнительные условия и обеспечить казне на будущее дополнительный доход. Вместе с этим, если верить утверждениям об отсутствии средств даже на строительство, отказ от трубопровода может быть вынужденным.

Пока неясно, насколько категорично настроена Болгария: объявлено о решении покинуть СП, но не запрещать прокладывать трубу по своей территории. Другие совместные с Россией энергетические проекты — АЭС «Белене» и «Южный поток» — продвигаются более успешно. Последний недавно был признан объектом национального значения, что существенно упрощает административные процедуры по запуску проекта. Немногим ранее стороны учредили компанию South Stream Bulgaria AD, которая займется строительством болгарского участка газопровода.

Также и с проектом строительства АЭС «Белене», который, как заявил накануне министр экономики, энергетики и туризма Трайчо Трайков, запущен «в правильной колее». Атомная станция строится с переменным успехом с 1984 года. В настоящее время болгары вроде как поддерживают строительство АЭС, однако официального решения по этому вопросу нет до сих пор.

Болгарским чиновникам, похоже, так и придется работать по европейским политическим стандартам с оглядкой на Москву. Отношения России с Болгарией многие преподносят как «братские», однако в устремлениях кремлевских чиновников также могут преобладать политические мотивы.

Как ранее писала итальянская Il Legno Storto, Москва использует болгар как беднейшую нацию ЕС, чтобы установить энергетическую власть в Европе. София действительно является «слабым звеном», поскольку ее промышленность целиком зависит от поставок газа, а единственным производителем электроэнергии являются четыре реактора АЭС «Козлодуй». Зависимость от России, как ожидается, снизится с запуском Nabucco, однако ввод газопровода в эксплуатацию состоится не раньше 2018 года. Так что в ближайшем будущем обеспечить Болгарии энергетическую независимость от России Евросоюз не может.

Источник: Lenta.ru Сергей Козловский

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *