Цхинвальский блицкриг Михаила Саакашвили провалился. Как бы ни развивались дальше события, Южную Осетию Грузия в ближайшее время не получит. Возможно, это стало неожиданностью для грузинского руководства, но вряд ли для тех, кто давал добро на проведение операции в Цхинвале. И если Грузия решилась начать войну с Россией, понятно, что она пошла на это, заручившись поддержкой США, которые как всегда стараются решить свои геополитические задачи чужими руками. И война в Грузии — не последний их ход в большой игре на Кавказе.
Реальная задача грузинской армии на сегодняшний день заключается в том, чтобы максимально вовлечь в боевые действия российские войска на Кавказе, попытаться втянуть Россию в долгую и изматывающую войну в горах. Что-то вроде Чечни, только по другую сторону Кавказского хребта.
Такая война дестабилизирует ситуацию в северокавказских республиках и осложнит жизнь Армении, которая существует исключительно за счет транзита через Грузию. Когда транзит прекратится, вряд ли экономика Армении сможет быстро переключиться на другие транспортные маршруты. Да и выбор ее ограничивается одним Ираном: другие соседи — Азербайджан и поддерживающая его Турция — установили полную блокаду Армении.
В условиях, когда Россия увязла в войне в Грузии, а Армения задыхается от транспортной блокады, наступит очередь Азербайджана провести операцию «по наведению конституционного порядка» — на этот раз, в Нагорном Карабахе. В Баку прекрасно понимают, что так, как сейчас, карты ложатся только раз: и высокие цены на нефть, которые позволили перевооружить и оснастить азербайджанскую армию, и связанность Москвы конфликтом в Грузии, и негласная поддержка США. Вряд ли Азербайджан упустит такой момент.
Война в Карабахе поставит Россию перед необходимостью заступиться за Армению как союзника в рамках Договора о коллективной безопасности. И тогда Россия окажется втянута уже в два конфликта по ту сторону Кавказского хребта. В этих условиях можно попытаться дестабилизировать ситуацию в северокавказских республиках – тех же Ингушетии и Дагестане. А можно и Ферганскую долину попробовать «взорвать» — благо, под боком в Афганистане есть и базы, и боевики. И тогда уж России точно будет не до расширения НАТО, ПРО, Ирана и других «мелочей».
На этом фоне Россию попытаются изолировать, выставив ее агрессором, носителем имперских амбиций и неадекватным партнером, стремящимся решить все вопросы силой. Тогда Вашингтон без проблем продавит решение о принятии в НАТО Украины, руководство которой оказалось главным союзником Михаила Саакашвили в осетинской войне. После чего НАТО начнет подготовку к вводу «миротворческих сил» в Грузию, Армению, Азербайджан и, возможно, на Северный Кавказ. То есть, фактически, к оккупации Кавказского региона.
В результате Каспий с его запасами углеводородов может постепенно перейти под контроль США. Уже сейчас Вашингтон имеет влияние и на Астану, и на Ашхабад. А если под Баку появится американская военно-морская база, влияние еще более усилится. Тогда уже ничто не помешает строительству транскаспийского газопровода и других трубопроводов для транспортировки каспийской нефти в обход России. К тому же, закрепление на Каспии позволит американцам «зайти в тыл» Ирану и предотвратить создание транспортного коридора Север-Юг, который должен соединить Россию, Иран и Индию. Возможно, частью данной стратегии станет удар собственно по Ирану с целью отколоть от него территории, населенные нацменьшинствами: курдами, азербайджанцами, арабами, туркменами, хазарейцами. А это почти половина населения Ирана. В результате регион надолго погрузится в хаос, «разводящим» в котором будут США.
В такой ситуации единственным шансом для России становится быстрая победа в Грузии. Возможно, для этого потребуется «чрезмерное применение силы», но только блицкриг гарантирует нераспространение войны на другие регионы Кавказа. России придется максимально быстро «принудить к миру» Грузию. Иначе она рискует оказаться в заложниках блестящей американской стратегии.
Александр Якуба
Комментарии