Продолжающийся грузино-осетинский конфликт поставил под угрозу срыва транзит нефти и газа в регионе. Уже сейчас импортеры нефти и газа заявляют о недополучении ресурсов, в частности Армения — 30% объемов российского газа, который идет через Грузию, а экспортеры сетуют о невыполнении договорных обязательств перед партнерами. Большинство из них переориентируются на другие направления: Казахстан — на внутренний рынок, Азербайджан — на нефтепровод Баку — Новороссийск. Аналитики указывают, что Грузия становится рискованным направлением транспортировки топлива и время задуматься об альтернативных маршрутах.
Военный конфликт повлиял на энергетическую политику всего Каспийского региона, а также на динамику стоимости нефти на мировом рынке. Как говорится в аналитическом обзоре ИК «Тройка Диалог», ситуация в Грузии резко повысила риски, связанные с транзитом энергоносителей через территорию этого закавказского государства. За последние пять-десять лет Грузия приобрела большое значение для транзита нефти и нефтепродуктов, главным образом в Европу. Кроме того, эта страна рассматривается как один из возможных транзитных маршрутов в рамках нескольких международных проектов транспортировки нефти и газа из Средней Азии на мировые рынки, в том числе в страны черноморского бассейна.
Вооруженный конфликт резко повышает риски транзита нефти и газа через территорию Грузии. «Теоретически возможен срыв поставок совокупным объемом приблизительно в 1,6 млн барр. нефтяного эквивалента в сутки», — говорится в обзоре. Кроме того, по мнению экспертов ИК, под угрозой реализации может оказаться ряд международных проектов, в рамках которых предполагалось использовать маршруты в обход России, такие как трубопровод Одесса — Броды.
Уже сейчас страны — экспортеры нефти отказываются транспортировать топливо через грузинские порты в связи с боевыми действиями в стране. Так, Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики сообщила о временной приостановке контактов с портами Батуми и Кулеви. В то же время поврежденный взрывом трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан (повреждение зафиксировано на территории Турции), по которому Азербайджан направлял значительные объемы нефти на экспорт, заставляет страну искать другие варианты выполнения своих обязательств перед потребителями.
Вслед за Баку вчера Астана заявила, что в ближайшие дни экспорт казахской нефти из грузинского порта Батуми осуществлять не будет.
Кроме того, по словам премьер-министра Казахстана Карима Масимова, страна намерена переориентировать поток своей нефти из батумского порта на внутренний рынок. Предсказуемым результатом развернувшегося конфликта стали и проблемы с поставками потребителям российского газа, который транспортируется через территорию Грузии. Вчера Армения сообщила, что недополучает 30% российского топлива, а необходимые объемы восполняет с подземного хранилища газа.
Редактор по Каспийскому региону компании RusEnergy Игорь Ивахненко отмечает, что Казахстан и Азербайджан своими действиями показывают, что грузинское направление становится рискованным и непривлекательным для экспортеров углеводородов. «Казахстан теперь рассматривает возможность увеличения экспорта топлива в Китай и Россию, а Азербайджан намерен наращивать транспортировку нефти через нефтепровод Баку — Новороссийск», — сказал г-н Ивахненко.
Аналитик ИГ «КапиталЪ» Виталий Крюков говорит о неизбежном снижении экспортных объемов азербайджанской нефти. По его словам, если раньше на мировой рынок страна прокачивала порядка 850 тыс. барр. в сутки, то теперь эта цифра снизится до 200—250 тыс. барр. При этом в связи с выводом из строя как минимум на две недели нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан упущенная выгода Азербайджана составит свыше 1 млрд долл., поэтому страна сейчас ищет альтернативные маршруты, отмечает г-н Крюков.
Впрочем, частично восстановить потерянные объемы она может через трубопровод Баку — Супса, где объемы экспортируемой нефти должны вырасти на этой неделе с 45 тыс. до 90 тыс. барр. с потенциалом дальнейшего увеличения, а также за счет нефтепровода Баку — Новороссийск, говорит эксперт.
ГАЛИНА СТАРИНСКАЯ
Комментарии