«Нефтяной след» событий в Египте?

Египет и прежде занимал важное место в общемировом транзите нефти. Кроме того, были проекты объединения нефтепроводных систем Судана и Египта, лоббируемые прежним, «антизападным» руководством Судана до распада этой страны. Поэтому  эксперты считают, что дестабилизация Египта может быть связана с конкуренцией между «влиятельными» государствами и компаниями за новые маршруты транспортировки и получения аравийской и иракской нефти. Но в надежности «трансегипетских» нефтяных артерий заинтересованы, прежде всего, ЕС и Саудовская Аравия, поэтому можно ожидать их участия, в том числе совместного, в урегулировании положения в Египте.

Ситуация в Египте в какой-то мере может быть выгодна Израилю. Так как аравийская и иракская нефть почти не поступает по трансаравийскому нефтепроводу в порт Хайфа (на Севере Израиля) для последующего танкерного экспорта. Поэтому проблемы с нефтетранзитом через Суэцкий  канал или по «трансегипетским» маршрутам могут привести к возобновлению транзита аравийской и/или иракской  нефти через Хайфу. Ирак и Иордания прорабатывают проект нового трансрегионального нефтепровода – через иорданский порт Акаба (север Красного моря). Но и  данный проект «завязан» на дальнейшей нефтепроводной транспортировке нефти через систему CУМЕД-2.

В связи с ситуацией в Сирии, Ливане, снижающей уровень надежности нефтепроводов Ирака и с Аравийского полуострова к портам Сирии и Ливана, роль проекта СУМЕД и других нефтетранзитных маршрутов через Египет возросла.

СПРАВКА

В начале 2000-х гг. ближневосточными и западноевропейскими компаниями был разработан проект CУМЕД-2/1  — второй параллельной нитки нефтепровода от порта Суэц (в Египте — у южного, т. е. красноморского порта Суэцкого канала) до средиземноморской Александрии, причем в обход Каира с юга.

Общая протяженность артерии – около 350 км, она почти на треть сокращает путь аравийской нефти в бассейн Средиземноморья. Первая нитка этой артерии, действующая с конца 1970-х (СУМЕД-2), с трудом справляется с растущими нефтеперевозками.

По материалам WEJ