Итоги визита российского лидера Владимира Путина в Ливию можно охарактеризовать, как довольно успешные. По крайней мере, в таком духе высказался сам российский лидер, комментируя прошедшие переговоры. Лидер ливийской революции Муамар Каддафи пригласил его на неформальный завтрак к себе домой, прецедентов чему никогда не было. Завтрак проходит в формате «один на один». В российской делегации расценили как знак особого уважения то, что в доме М.Каддафи несколько телевизоров были включены на арабской версии российского канала Russia Today.
Завершившиеся накануне переговоры российская сторона также оценила высоко, особо отметив «очень мощное и глубокое выступление» ливийского лидера. «Каддафи говорил о недопустимости построения однополярного мира, о пагубных последствиях такого развития событий, о напряженной ситуации, которая возникла из-за однополярности в некоторых регионах», — сказал источник в российской делегации. В свою очередь, В.Путин согласился, что в мире существует большой конфликтный потенциал и что всем заинтересованным странам нужно вместе работать над реформированием ООН. «Путин отметил, что подтверждением авторитета Ливии является избрание ее непостоянным членом СБ ООН», — сказал представитель делегации. «Отрадно, что в Совете Безопасности у нас появился еще один надежный друг и союзник», — передал он слова президента РФ.
В.Путин выразил удовлетворение, что Ливия справилась с чередой трудностей, и пожелал стране дальнейшего успешного развития.
В завершении выступления В.Путин напомнил об арабской пословице «Даже одно зерно может перевесить чашу весов». «Надеюсь, что нам удастся в ходе этого визита посеять много зерен», — сказал российский президент. Одно из таких «зерен» — соглашение, о котором сообщил вице-премьер, глава Минфина Алексей Кудрин. Наконец решена судьба ливийского долга, достичь согласия по которому не удавалось уже много лет. По словам главы Минфина, Россия спишет долг Ливии в обмен на многомиллиардные контракты для российских компаний. Сумма долга, о которой странам, наконец, удалось договориться – 4,6 млрд долл. Форма выплаты долга пока является предметом для переговоров, которые идут и в настоящий момент.
Как отметил А.Кудрин, ливийский долг тормозил развитие двусторонних отношений и после его списания появится новый кредит доверия. «Долговые обязательства всегда самые деликатные и они, конечно, тормозят сотрудничество в области экономики и финансов. Урегулирование долга означает, что сняты все преграды в наших отношениях», — сказал А.Кудрин. По его словам, российские позиции в Ливии сильнее, чем позиции других стран, которые «не получали таких контрактов, которые Россия и Ливия подписывают сегодня». Говоря них более подробно, вице-премьер особо отметил контракт ОАО «РЖД» на строительство 500-километрового участка дороги Сирт-Бенгази. Сумма контракта составляет 2 млрд 200 млн евро, что, по словам А.Кудрина, «обеспечит около 70 проц ливийских закупок оборудования, техники и металлоизделий в Российской Федерации».
Кроме того, председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер подписал меморандум о сотрудничестве с компанией «Национальная Нефтяная Корпорация Ливии» и меморандум о взаимопонимании с «Ливийским Африканским Инвестиционным Фондом». «Газпром» достиг договоренности с национальной нефтяной компанией Ливии о создании совместного предприятия. Оно будет работать по всем направлениям сотрудничества в газовой и нефтяной отрасли — от геологоразведки до сбыта. Также в планах совместная работа по электроэнергетике. Это неудивительно: Ливия богата углеводородными ресурсами, поэтому подобные проекты принесут немалую прибыль.
«Также мы обсуждаем вопрос размена активами с компанией ENI. Эта итальянская компания является крупнейшим иностранным оператором на ливийском рынке. А Италия — крупнейшим импортером ливийской нефти», — сказал А.Миллер. Он напомнил, что ENI участвует в разработке очень крупных нефтяных и газовых месторождений. «С учетом тех договоренностей, которые есть между «Газпромом» и ENI по размену активами, мы рассчитываем на то, что также можем получить доли в этих проектах», — сказал глава «Газпрома». Как известно, ENI осуществляет проект газопровода из Ливии на Сицилию мощность 5 млрд куб м в год, и именно в нем заинтересован «Газпром».
Теперь стороны совместными усилиями будут изучать возможности реализации данных проектов. Речь идет о разведке и разработке месторождений, добыче, переработке, строительстве мощностей по сжижению газа и объектов электроэнергетики. Сотрудничество по каждому из возможных проектов будет регулироваться отдельным соглашением, включая возможность создания совместных предприятий. Будут изучены также возможности реализации совместных проектов в третьих странах африканского континента. Как известно, одной из ключевых задач, стоящих перед «Газпромом», является выход на новые рынки, расширение ресурсной базы и диверсификация добычных мощностей. Решая эти задачи, «Газпром» активно работает в регионе Северной Африки. «Газпром» проявляет интерес и к строительству газопровода Нигерия-Алжир-Европа. А.Миллер пояснил, что технологические возможности у компании для осуществления этого проекта имеются. «Конечно, интерес у нас есть», — подчеркнул глава «Газпрома».
Понятно, что Ливия представляет для газовой монополии огромный интерес. Прежде всего, потому, что участие в ливийских газовых проектах позволит «Газпрому» выйти на рынки Южной Европы, где позиции российской компании пока не очень сильны. При наличии поддержки одной из влиятельных стран ЕС – Италии – это выглядит более чем реально. При этом Европа, и без того достаточно зависящая от российского газа, относится к таким амбициям настороженно. Так, в свое время европейские чиновники достаточно активно обсуждали активизацию «Газпрома» в Алжире – монополия вела переговоры с алжирской государственной компанией Sonatrah, являющейся одним из главных поставщиков газа в ЕС. Однако в последнее время между «Газпромом» и Sonatrah наметились разногласия, и европейцы несколько успокоились. Теперь они получили новый повод для недовольства.
Если российско-ливийское сотрудничество в сфере энергетики сложится удачно, наша страна укрепит свое влияние на европейском рынке. Добавим сюда военные контракты – в советское время ливийская армия на 90 проц была укомплектована нашим оружием, и сейчас этот рынок может быть для России очень выгодным. Среди техники, к которой ливийцы проявляют интерес, называются образцы, еще не стоящие на вооружении российской армии, — вертолеты Ка-52 «Аллигатор» и истребители Су-35. Аналитики осторожно говорили о том, что российская сторона ожидает подписания контрактов в этой сфере на сумму порядка 2-3 млрд долл, однако никаких официальных сообщений на этот счет пока не поступает. Что ж, такие амбициозные и долгосрочные планы сотрудничества, пожалуй, стоят «прощенных» Ливии 4,6 млрд долл. Главное, чтобы не получилось, как с Алжиром: в марте 2006 года Россия простила ему 4,7 млрд долл. долга в обмен на заключение новых контрактов по закупке вооружений. (ПРАЙМ-ТАСС)
Комментарии