Основу экономики Туркмении на сегодняшний день составляет добыча природного газа.
Больше газа только в недрах России и Ирана. Попасть в тройку лидеров Туркмении позволило открытие гигантского месторождения «Галкыныш», являющегося одним из крупнейших в мире. Добыча газа здесь уже началась.
Туркмению и Иран в 2010 году связал газопровод «Довлетабад — Хангеран», проектная мощность которого составляет 20 миллиардов кубометров в год.
Еще более внушительным оказался проект по экспорту углеводородного сырья в Китай. Связавший два государства газопровод был торжественно открыт в декабре 2009 года, а уже по итогам 2012-го Туркмения стала крупнейшим поставщиком газа в Поднебесную. «Голубое топливо» из центрально-азиатской республики покрывает потребность КНР на 51,4%.
В ближайшие годы планируется увеличить поставки «голубого топлива» из Туркмении в Китай втрое — до 65 миллиардов кубометров.
Тесные связи Ашхабада с Китаем и Ираном вызывают плохо скрываемое раздражение на Западе. Неудивительно, что резко активизировавшееся сотрудничество Туркмении с этими странами породило ответные действия. США в последнее время усилили давление на туркменский режим. Вашингтон настаивает на переориентации экспортных потоков. С этой целью реанимирован заглохший было проект ТАПИ (газопровод Туркмения — Афганистан — Пакистан — Индия), также имеющий виды на месторождение «Галкыныш». Прямым лоббистом этой идеи выступает госдепартамент США.
Евросоюз, со своей стороны, активно продвигает идею строительства Транскаспийского газопровода, по которому «голубое топливо» будет поступать в европейские страны.
Пока Запад ведет борьбу за туркменскую нефть экономическими и дипломатическими методами. Но никто не может дать гарантии, что завтра в ход не будут пущены иные инструменты. Подобные тем, которые были использованы в 2003 году в Ираке. Подробнее здесь