Речь о создании “Транстихоокеанского партнёрства” (Trans-Pacific Partnership, TTP) и “Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства” (Transatlantic Trade and Investment Partnership, TTIP).
Вместе с действующей “Североамериканской зоной свободной торговли” (North-American Free Trade Agreement, NAFTA), TTP и TTIP (в случае успеха формирования двух последних объединений) охватят более половины поверхности земного шара и почти все развитые страны мира, которые вместе принято обозначать каучуковой категорией “Запад”. Эти обстоятельства безошибочно указывают на главного “промоутера” всех трёх проектов, те есть на США как единственную пока державу, политические претензии которой носят глобальный характер.
В TTIP вовлечены два из узкой группы ведущих мировых игроков, то есть те же США и ЕС. Запуская почти год назад вместе с вице-президентом Еврокомиссии Кэтрин Эштон проект TTIP, Дж. Керри произнёс знаменательные слова об отсутствии у США намерений “уходить из Европы”.
Проект TPP до недавнего времени рассматривался в США в основном в контексте противодействия процессу становления КНР в качестве регионального и глобального конкурента. Некие намёки на возможный отход от такого целеполагания TPP появились с начала второго президентского срока Барака Обамы и замены на посту Госсекретаря “ястреба” Хилари Клинтон на “умеренного” Джона Керри. Более того, осенью прошлого года советник президента США по национальной безопасности Сьюзен Райс не исключила возможность включения в TPP Китая.
Новым и важным фактором, который может оказать влияние на процесс формирования обоих интеграционных проектов, становится тенденция к “реиндустриализации” США. Она сопровождается стремлением к определённому возврату на свою территорию части тех производств, которые размещались, прежде всего, в развивающихся странах. Подробнее здесь