Одной из причин падения цен на нефть стало резкое увеличение объемов добычи в США, спровоцированное сланцевой революцией.
Однако компании, добывающие сланцевую нефть, также страдают от падения цен на мировом рынке. Как отмечает Ив Смит (Yves Smith) в своем блоге Naked Capitalism, сланцевые компании оказались в долговой ловушке.
Нефтегазовый сектор является очень капиталоемким. Добывающие компании заимствовали колоссальные суммы денег (которые практически росли на деревьях после стимулирующих программ ФРС), чтобы арендовать землю и бурить новые скважины, увеличивая объемы добычи. Сейчас, когда долг достиг колоссальных масштабов, а добыча из старых скважин стремительно снижается, компании вынуждены бурить все больше и больше новых скважин.
Во многом этот «марафон на истощение» стал возможен из-за падения ставок на долговые инструменты в США. Инвесторы были готовы вкладывать в любые инструменты, лишь бы получить хоть какую-то доходность от инвестиций. В результате этого доля облигаций, выпущенных компаниями, добывающими сланцевую нефть, на американском рынке «мусорных» облигаций выросла с 9,7% в 2007 г. до 15% в 2014 г. – абсолютного рекорда.
Однако проблемы, с которыми предстоит столкнуться сланцевой революции, это не только высокий долг и низкие цены на нефть. Ланс Робертс из STA Wealth Management считает, что растущий объем добываемой нефти будет работать просто на «накопление запасов», поскольку конечный спрос на топливо снижается, но также и сокращаются производственные мощности, способные перерабатывать нефть.
Эксперты МЭА прогнозируют, что затраты американских нефтедобытчиков к 2035 г. составят более $2,8 трлн, объемы добычи по сланцевым месторождениям при этом достигнут своего пика в 2025 г. По оценкам МЭА, расходы стран Ближнего Востока за этот же период будут более чем в три раза ниже, а объемы добытой нефти – в три раза больше. Подробнее здесь