В последние годы выполнен большой объем поисковых работ на нефть и газ в Левантийском осадочном бассейне (Восточное Средиземноморье). Они сопровождались большими ожиданиями и шумными политическими играми.
Площадь Левантийского бассейна – около 83 000 тыс. кв. км, средняя толщина осадочного чехла – порядка 10 км. В его пределах обособлены исключительные экономические зоны Египта, Израиля, Ливана, Сирии и Кипра. По оценке Геологической службы США (2010 г.) ресурсы газа бассейна составляют 3,45 трлн куб. м, нефти – 267 млн т.
Ливан в 2013 г. разделил свою акваторию Средиземного моря на 10 блоков и начал подготовку к проведению тендеров. На участие в будущем тендере на блоки Ливана подали заявки 52 компании из 25 стран, в том числе российские «Роснефть», «Лукойл» и «Новатэк». Они не претендуют на роль операторов проектов. Однако по ряду внутри- и внешнеполитических причин они пока не состоялись.
Сирии не до тендеров в Левантийском бассейне.
Самая западная часть бассейна находится в акватории Египта. Но там, в районе морского продолжения дельты Нила, сложился обособленный нефтегазовый кластер. Состояние работ на нефть и газ в нем требует специального рассмотрения.
Заявки на участие в тендерах на блоки Кипра в 2012 г. подали 30 компаний из 15 стран, в том числе и российская «Новатэк». Результаты геологоразведочных работ 2013-1014 гг. в акватории Кипра можно назвать драматическими. Кипр не станет ключевым игроком в добыче газа в Восточном Средиземноморье.
Израиль решил важнейшую экономическую задачу. Его энергетика будет обеспечена своим газом. Газом будет обеспечена и энергетика Палестинской автономии. Имеются планы его поставок в Иорданию и Египет. Эти проекты будут развиваться на основе добычи газа на месторождениях Тамар, Далит и Левиафан.
На Левиафане сложные геолого-технические условия недр. Одна скважина ликвидирована, не выполнив геологические задачи. Нет гарантии того, что при добыче газа на месторождении Тамар будет достигнута планируемая продуктивность эксплуатационных скважин. Эти риски могут привести к тому, что на определенных этапах развития проектов добыча газа может быть существенно ниже плановой, что приведет к невыполнению контрактов на его поставку. В этих условиях стратегический участник консорциума, такой как «Газпром» или Woodside Petroleum сможет легко «подстраховать» выполнение контрактов своим газом. Но сохраняет ли «Газпром» интерес к вхождению в газовые проекты Израиля? Подробнее здесь