Главным фактором ценообразования в сфере мировой энергетики является геополитический фактор, а главный «вулкан» турбулентности на этих рынках — Соединенные Штаты Америки.
Вашингтон использовал «сланцевую революцию» как рычаг в двух направлениях: во-первых, убедить европейских союзников в том, что они могут (при американской поддержке) повторить опыт американской «сланцевой революции» у себя дома и покончить наконец с «зависимостью от «Газпрома» и, во-вторых, экспортировать сланцевый СПГ из США для удовлетворения всех потребностей Европы.
В первом случае на подмогу пришла Геологическая служба США, которая услужливо и лихо спрогнозировала «обильные месторождения» сланцевого газа в разных странах. Общий итог по сланцевым проектам за пределами США подвел журнал Petroleum Economist в июле 2015 года, опубликовав статью под названием «Международный сланец постепенно исчезает в эру низких цен» (International shale fades in low prices era).
В США вплоть до весны 2015 года, несмотря на очевидные негативные признаки и тенденции, добыча нефти из сланца не сокращалась. Но начиная с апреля 2015 г. этот «рубикон» был перейден. На данный момент производство нефти достигло пика и с 2015 года «мы видим ежегодное снижение» за счет сокращения добычи сланцевой нефти. Все это может поставить под вопрос реализацию плановых обещаний о будущих поставках на экспортные терминалы США.
Однако администрация в Вашингтоне, опираясь на прирученную брюссельскую бюрократию, продолжает ставить палки в колеса российско-европейским проектам. Подробнее здесь