Китай неспроста выражает надежду на стабилизацию ситуации на Ближнем Востоке, а заодно делает частые заявления по поводу сохранения стабильности в районе Ормузского пролива.
Ормузский пролив — одна из «артерий» Нового Шёлкового пути. Через эту транспортную артерию поступает значительная доля нефти, импортируемой КНР с Ближнего Востока. При этом Иран является одним из основных китайских поставщиков. Однако Пекин закупает нефть и у саудитов, думая о диверсификации поставок. И здесь в экономику вмешивается политика. В тройку ведущих поставщиков входит и Ирак, ситуацию в котором стабильной не назовёшь. На долю Пекина сейчас приходится 50% иракского нефтяного экспорта. Совокупно Эр-Рияд, Тегеран и Багдад дают Китаю более 50% потребляемой им нефти.
США пытаются ослабить торговые связи Саудовской Аравии и Ирана с Китаем. Вашингтон не заинтересован в том, чтобы Китай безраздельно господствовал в этих странах: ведь совокупные запасы нефти в Саудовской Аравии и Иране оцениваются в 400 млрд. баррелей.
Тому, кто покупает нефть у политических противников вроде Ирана и Саудовской Аравии и одновременно прокладывает глобальный «Новый Шёлковый путь», блокировка Ормузского пролива, этой важнейшей транспортной артерии, приходится иметь в виду не только вероятный экономический и политический кризис в сложном регионе, но даже и военное столкновение противоборствующих сторон. Некоторые аналитики считают, что «на эскалацию напряжённости» в Ормузском проливе рассчитывают американцы, которым не нравится «безраздельное господство» КНР в некоторых странах региона. Подробнее здесь