Деловая неделя: После августовского конфликта на Кавказе между Россией и Грузией стремительно идет перестройка всей системы международных отношений, в которой ведущие роли играют Россия и Соединенные Штаты. Никаких особо обговоренных правил в этой «игре на опережение» не существует: Вашингтон пытается максимально досадить Москве везде, где только можно (в том числе — и с помощью европейских союзников), а Россия в свою очередь делает все возможное, чтобы в изоляции не оказаться и самой побыстрее найти новых, и восстановить отношения со старыми своими союзниками.
В результате во многом помимо своей воли в эту «асимметричную борьбу» Москвы и Вашингтона оказываются втянутыми многие государства, которые в «мирные времена» с удовольствием оставались бы в дружеских отношениях и с Россией, и с США. Но поскольку в двух мировых столицах ставки, судя по всему, сделаны по-крупному, то кое-кому приходится все же выбирать себе «будущего покровителя», по крайней мере на ближайшую перспективу.
Вашингтон готов усиливать свое присутствие в Центральной Азии
Было бы большой ошибкой думать, что сейчас, в самый разгар не только предвыборной президентской гонки в Соединенных Штатах, но и разразившегося в стране весьма серьезного финансового кризиса Вашингтон не уделяет достаточного внимания своей внешней политике. Нет: и госдепартамент, и Пентагон, и различные неправительственные структуры в Соединенных Штатах, которые так или иначе связаны с государством, продолжают тот курс, который вела все эти восемь лет администрация Белого дома.
Одним из таких важных направлений в политике США в «дальнем зарубежье» остается Центральная Азия, а также район Закавказья. После кавказского столкновения между Грузией и Россией в Соединенных Штатах решили, что следующими на очереди «российской внешней экспансии» вполне могут быть Украина, а также республики Центральной Азии. Именно так было расценено в Вашингтоне стремление Москвы через механизмы Шанхайской организации по сотрудничеству и ОДКБ укрепить свои политические и военные позиции в этом регионе.
Больше всего американских политиков обеспокоило высказывание российского президента Дмитрия Медведева о «приоритетных интересах России» в странах постсоветского пространства, чего раньше за Москвой американцы не замечали. Также США беспокоят слишком, на их взгляд, частые контакты между президентами России и Казахстана, а также стремление России укреплять свои военные базы, размещенные на территории Таджикистана и Кыргызстана.
Именно поэтому как минимум до прихода в Белый дом новой администрации Вашингтон намерен проводить курс на активизацию своих связей с республиками Центральной Азии, расширяя с этими странами прежде всего экономическое, а также политическое сотрудничество.
Прежде всего, большое внимание США планируют уделять ключевым странам этого региона — Казахстану, Туркменистану и Узбекистану, где есть богатые природные ресурсы и где американские компании либо уже достаточно прилично закрепились, либо вполне могут (как в случае с Туркменистаном) получить возможность работать в газовом секторе.
Как «дружественный для США шаг» в Вашингтоне было расценено нежелание стран Центральной Азии признавать независимость Южной Осетии и Абхазии. Особенно важно для американской администрации то, что, несмотря на сильное влияние России на политические элиты этих республик, они все-таки пока сохраняют некое нейтральное отношений к конфликту между Россией и Грузией и тем самым дают определенные надежды американцам на то, что позиции США в этих республиках в сфере политического взаимодействия будут укрепляться.
Самое главное сейчас состоит в том, что Соединенные Штаты перед лицом, как им кажется, «возможной российской угрозы аннексии региона» официально стали рассматривать Центральную Азию не просто как зону своих стратегических интересов, но и как регион, где Вашингтон мог бы закрепиться надолго и находиться тем самым в «российском ближнем подбрюшье». В случае необходимости США тогда могли бы оказывать влияние не только на сами центральноазиатские республики, но и опосредованно — на всю российскую внешнюю политику.
А в это время Россия подбирается к США со стороны латиноамериканского подбрюшья»…
Разумеется, российские руководители прекрасно отдают себе отчет в том, что так же, как на Кавказе, США могут закрепиться и в Центральной Азии. Причем речь здесь пока не идет об установлении как минимум в одной из республик региона правительства по типу грузинского, а о долгосрочном экономическом и инвестиционном проникновении в Центральную Азию и американского крупного и среднего бизнеса, и Пентагона, и в перспективе — натовских структур.
Именно поэтому Москва будет в ближайшее время делать все возможное для того, чтобы самой предложить странам Центральной Азии (причем не только на двусторонней основе, но и в рамках тех же структур ОДКБ и ШОС вместе с китайцами) определенные проекты и предложения, от которых государства региона просто не смогут отказаться.
Здесь речь идет и о возможности появления новых военных баз России в Центральной Азии, и об ускоренной прокладке Прикаспийского газопровода, ведущего из Туркменистана и Казахстана на территорию России, и о долгосрочных программах экономического сотрудничества, которые могут быть предложены прежде всего Туркменистану и Узбекистану с учетом тех природных ресурсов, которые эти республики имеют в своих недрах.
Но помимо Центральной Азии, до которой от России — рукой подать, американцам в отместку готовится кое-что и «дальнобойное». Москва самым серьезным образом попытается по максимуму использовать свои укрепляющиеся связи с тремя латиноамериканскими странами — Венесуэлой, Никарагуа и Кубой — для того, чтобы под самым боком США держать «механизмы близкого к их границам влияния».
Получается действительно «политическая геометрия» — Соединенные Штаты будут и дальше под боком у России поддерживать Грузию и ее руководство (в том числе — и военными средствами), а Россия под боком у США будет расширять свое военное и энергетическое сотрудничество с Венесуэлой, Кубой и Никарагуа.
При этом все три латиноамериканские страны называются в Москве «дружественными» (хотя они скорее «враждебно настроенные» — во многом в силу политических раскладов — к Соединенным Штатам, нежели так уж любвеобильно близкие к Москве), а так называемый «задний двор Америки» таким образом может стать самым что ни на есть «стратегическим плацдармом» и для российских военных самолетов, и кораблей, и если потребуется — то чего-нибудь более мощного и опасного для врага.
Стало также ясно, что, пойдя на ухудшение своих отношений с Соединенными Штатами, эти страны в Западном полушарии не просто хотят политически поддержать Россию, но и каждая получить от Москвы за эту поддержку свои конкретные дивиденды. Та же Венесуэла закупает (правда, в кредит, а не за наличные) различные виды вооружения и военной техники, отправляет десятками своих военнослужащих на обучение в Россию и с помощью российских капиталов рассчитывает развивать свои нефтяную и газовую индустрии.
Куба, которая находится перманентно в достаточно тяжелом финансовом положении, не прочь получить от России прямые инвестиции и в развитие собственной инфраструктуры, и в возрождение промышленных предприятий, и в разведку возможных нефтяных месторождений на своем шельфе Карибского моря.
Что касается Никарагуа, то, памятуя о той помощи, которую оказывал Советский Союз в начале 80-х годов сандинистам, их бывший лидер, а ныне — президент страны Даниэль Ортега, хотел бы возобновить экономические связи с Россией, а если того потребует ситуация — то и предоставить на своей территории возможность российским кораблям и военным самолетам хотя бы временно разместиться, а также с помощью российских компаний попытаться реанимировать давнюю идею прокладки именно через никарагуанскую территорию нового трансатлантического судоходного канала из Атлантики в Тихий океан.
Напомню, что Даниэль Ортега в ближайшее время поедет в Россию, он уже признал независимость Абхазии и Южной Осетии, и при случае не исключено, он сможет туда слетать из Москвы с кратковременным визитом. Венесуэла также поддержала Россию в конфликте вокруг Южной Осетии, направила туда на референдум своих наблюдателей и в ближайшее время также вполне может признать независимость двух бывших грузинских автономий.
А если вспомнить, что за время своего правления в Венесуэле президент Уго Чавес уже семь раз посещал с визитами Россию (так, в этом году он дважды побывал в Москве с интервалом всего в два месяца, чего в мировой дипломатической практике никогда не было — обычно ответный визит обязательно должен наносить президент той страны, куда тот же Чавес только что ездил), то можно с уверенностью сказать: Россия закрепляется в самом «Карибском подбрюшье» Соединенных Штатов реально и, вполне возможно, надолго.
А если учесть, что российский премьер Владимир Путин вполне может в ноябре посетить и Венесуэлу, и Кубу (также получено было приглашение посетить Никарагуа, но Ортега сам собрался в Москву, так что все вопросы с ним будут обсуждены на российской территории), то Соединенным Штатам впору уже сегодня прикинуть, что они намереваются делать с этой «российской асимметрией» и насколько она на самом деле ухудшит и без того скверные отношения между Москвой и Вашингтоном.
Россия и Америка не помирятся еще долго, даже если президентом США станет Барак Обама
Во всей этой «асимметричной комбинации» вызывает опасение только одно — еще большее ухудшение двусторонних отношений между Россией и Соединенными Штатами, а соответственно — и обострение противостояния двух стран во всех уголках мира — и в том числе в Центральной Азии. Ведь для одних она будет оставаться «регионом жизненно-важных интересов», а для других — «зоной приоритетного внимания».
На таких встречных курсах и в мирные дни оказаться республикам Центральной Азии — не самое радостное дело, а уж если обе влиятельные в мировых делах страны конфликтуют вполне серьезно, то весь этот регион может стать ареной открытой борьбы и за сферы влияния, и за выгодные экономические проекты, и в сфере инвестиций.
Что также важно: многие в той же России считают, что Соединенные Штаты себя так вызывающе ведут в республиках СНГ, потому что у них там Джордж Буш у власти такой плохой. Дескать, это его недальновидная администрация довела все международные отношения, что называется, до ручки, да еще добавили всему миру американцы головной боли со своим финансовым кризисом. На самом же деле виноват во всех этих «смертных грехах Америки» не только нынешний хозяин Белого дома, а в целом тот политический курс, от которого, судя по всему, ни один, ни другой претендент на пост президента США отказываться не намерен.
Тот же Джон Маккейн уже заявлял, что в Центральной Азии, в Закавказье, на Украине Америка должна защищать эти страны от «российского влияния и возможной агрессии», а Барак Обама уверен в том, что в странах постсоветского пространства на самом деле как можно активнее Соединенным Штатам нужно присутствовать и делать все возможное, чтобы отношения США с ними крепли и развивались.
Поэтому ожидать каких-то кардинальных подвижек от Белого дома в отношении политического курса Соединенных Штатов на территории СНГ вряд ли стоит. А раз так, то Россия будет не только оказывать американцам упорное сопротивление в этом важном для нее регионе, но и периодически показывать «военно-воздушно-морские кулаки» США под самым их носом — в Латинской и Центральной Америке.
В итоге вся эта «военно-политическая асимметрия» приведет только к еще большему напряжению во всех мировых делах (а отнюдь не только в отношениях между Москвой и Вашингтоном), а пострадавшими от нее будут как раз те страны, на территории которых эта «асимметричная борьба» непосредственно и развернется.
Адрес публикации: http://www.imperiya.by/politics3-3618.html
Комментарии