Азербайджан меняет ориентацию

С.Смирнов: Азербайджан меняет ориентацию

Эксперт:   Строительство нового нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) позволит Азербайджану закрепиться на топливных рынках соседних стран, но усилит его зависимость от поставок нефти из Казахстана

Углеводородное сырье определяет вектор развития сегодняшнего Азербайджана. Но если в начале 90−х годов его потенциальные ресурсы оптимистически оценивались в шесть-семь миллиардов тонн условного топлива (составляя около 4% мировых запасов), то по уточненным данным на начало 2007 года доказанные запасы нефти Азербайджана насчитывали семь миллиардов баррелей (один миллиард тонн, или 0,6% от общемировых извлекаемых запасов). При этом объем нефтедобычи постоянно растет. Так, по официальным данным, если в 2001 году нефтедобыча составляла 14,9 млн тонн, то в 2007−м – 42,6 млн тонн.

В значительной мере это объясняется вводом в эксплуатацию новых месторождений, в частности, блока Азери–Чираг–Гюнешли (АЧГ), разрабатываемого консорциумом иностранных компаний во главе с ВР (АМОК). В этом году планируется добыча 52,1 млн тонн нефти, из которых 8,75 млн тонн придется на Госнефтекомпанию Азербайджана (ГНКАР). Однако рост добычи жидких углеводородов в Азербайджане практически не оказывает влияния на загрузку мощностей нефтеперерабатывающих предприятий. Дело в том, что вся нефть, добываемая в рамках международного проекта АЧГ (в 2009 году проект должен выйти на проектный максимум в один миллион баррелей нефти в сутки), как и газоконденсат, добываемый в рамках стадии-1 проекта «Шах-Дениз» (в 2009 году будет достигнут проектный максимум добычи в два миллиона тонн в год), экспортируются. На НПЗ страны может поставляться лишь нефть, добываемая самой ГНКАР, а также азербайджанскими операционными компаниями и совместными предприятиями, которые в 2007 году произвели 8,8 млн тонн жидких углеводородов.

Но в ближайшие годы ситуация изменится. Всю азербайджанскую нефть направят на экспорт. Заменит ее нефть из Казахстана, которую будут перерабатывать на новом НПЗ, его планируют построить к 2018 году к югу от Баку близ поселка Сангачалы.

Нефтепереработка сегодня…

В столице Азербайджана еще в советские времена было построено два НПЗ – Бакинский и Новобакинский, которые достигли пика переработки (23,43 млн тонн нефти) в 1975 году. Сегодня они входят в структуру ГНКАР и не только переименованы (в «Азернефтьяг» и Бакинский нефтеперерабатывающий завод имени Г. Алиева), но и перерабатывают нефти более чем в три раза меньше своего рекордного показателя. Последнее объясняется как прекращением практиковавшихся во времена СССР масштабных поставок нефти из России, Казахстана и Турк-мении (сегодня загрузка НПЗ обеспечивается объемами нефти ГНКАР), так и износом оборудования.

На нефтеперерабатывающих предприятиях в 2007 году было переработано 7,6 млн тонн нефти (на 179 тыс. тонн больше показателя 2006 года). В январе-сентябре текущего года, по информации ГНКАР, заводы страны переработали 5,47 млн тонн нефти. Таким образом, НПЗ «Азернефтьяг» (глубина переработки 62%) с мощностью до 200 тыс. баррелей в день (10 млн тонн в год) загружен на 50 тыс. баррелей. Бакинский НПЗ (глубина переработки не превышает 65%) при мощности до 162 тыс. баррелей в день (восемь миллионов тонн в год) – на 114 тыс. баррелей в день. Столь низкой загрузке в немалой степени способствует высокая мировая цена на легкую азербайджанскую нефть, чего не скажешь о производимых в стране нефтепродуктах. По словам главы Минпромэнерго Натика Алиева, европейским стандартам отвечает пока лишь дизельное топливо республики.

Безусловно, иностранным инвесторам, участвующим в освоении углеводородных богатств Азербайджана (34 нефтяные и газовые компании из 15 стран мира), выгоднее экспортировать легкую азербайджанскую нефть, из которой уже на НПЗ Европы могут быть получены конкурентоспособные нефтепродукты. Кроме того, низкая емкость внутреннего рынка нефтепродуктов Азербайджана снижает интерес иностранных компаний к переработке своей контрактной нефти на НПЗ республики.

Тем не менее при всех технологических и сырьевых проблемах существующие НПЗ Азербайджана перекрывают основные потребности топливного рынка республики. Так, из произведенных в 2007 году 7,1 млн тонн нефтепродуктов на внутреннем рынке было востребовано 4,1 млн тонн – 58% от объема производства – нефтепродуктов. При этом на экспорт (в Иран, Турцию, Грузию) ушло 2,89 млн тонн нефтепродуктов. Таким образом, на 1 января 2008 года на НПЗ остались невостребованными 0,22 млн тонн нефтепродуктов.

…и в перспективе

В сложившейся ситуации продавать сырую нефть, а не продукты ее переработки, становится более выгодным. Понятно, что в таком случае нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан станет главным исполнителем реквиема по азербайджанским НПЗ, поскольку для ускорения его окупаемости станет дорога каждая тонна, если не капля, нефти. Избежать столь печальной участи и повысить конкурентоспособность азербайджанских нефтепродуктов можно, построив новый НПЗ.

Министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев считает: «Для модернизации наших НПЗ требуется до 500 миллионов долларов инвестиций. Таких средств у нас нет, а если бы и были, то целесообразность их вложения в реконструкцию НПЗ весьма сомнительна». По заявлению президента ГНКАР Ровнага Абдуллаева, в течение 10 ближайших лет оба НПЗ должны быть остановлены и демонтированы. А произойдет это после того, как к югу от Баку близ поселка Сангачалы будет завершено строительство новейших нефтеперерабатывающего, нефтехимического комплексов, комплекса по глубокой переработке газа и завода по производству химических удобрений.

Мощность нефтеперерабатывающего комплекса предполагается на уровне 10 млн тонн в год, с возможностью дальнейшего расширения до 15 млн тонн. При этом оборудование нового НПЗ, отвечающего международным стандартам и высокому экологическому уровню, будет ориентировано на переработку не легкой азербайджанской нефти, а тяжелой сернистой нефти Казахстана. Сера, полученная после переработки этой нефти, станет одним из источников сырья для планируемого нефтехимического комплекса. Стоимость проекта оценивается в четыре миллиарда долларов.

Для реализации этого проекта у Азербайджана есть 40 неф-теналивных судов, способных перевозить по Каспию свыше 20 млн тонн нефти в год. Для приемки танкеров в Сангачалы строится терминал, который уже в 2009 году может обеспечить перевалку пяти миллионов тонн нефти в год. Правда, отказ от переработки собственной нефти и переход на переработку импортной (к тому же от одного поставщика) создает угрозу энергетической безопасности страны. Тем более что к 2018 году объемы добычи жидких углеводородов составят в Азербайджане 45–50 млн тонн в год, а их все равно не хватит для заполнения экспортных труб Баку–Тбилиси–Джейхан и Баку–Супсы (в сумме – 56,5 млн тонн нефти в год).

ГНКАР намеревается расширить свое присутствие в Грузии и Турции. Уже сегодня азербайджанские НПЗ обеспечивают около 50% потребностей Грузии в бензине, до 30% – в дизельном топливе и до 100% – в сжиженном газе. При этом азербайджано-грузинское СП SOCAR Energy Georgia – с 51−процентной долей ГНКАР – контролирует свыше 50% топливного рынка Грузии. В соседней стране ГНКАР планирует не только расширение сети АЗС, но и строительство НПЗ мощностью 5–10 млн тонн в год.

Близ турецкого Джейхана совместное предприятие, учрежденное в декабре 2006 года ГНКАР и турецкой компанией Turcas, будет строить еще один НПЗ. На заводе мощностью до 15 млн тонн будет перерабатываться нефть, поступающая в Турцию по трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан. Полученные неф-тепродукты будут реализовываться в Турции и, доставленные морским путем, в странах Европы. Таким образом, можно констатировать, что, планируя будущее своей нефтепереработки, в Азербайджане делают ставку на максимальное ее приближение к рынкам сбыта и намерены всю свою нефть пустить в трубу. С.Смирнов

Адрес публикации: http://www.postsoviet.ru/page.php?pid=1491

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *