Страны Каспия: ближний сосед лучше дальнего родственника

карта с сайта http://poli.vub.ac.be/

Источник: Олег Сидоров , Gazeta.kz: На фоне кризиса, воспользовавшись тем, что ведущие мировые державы сосредоточились на решении внутренних проблем, прикаспийские страны пытаются решить свои, региональные вопросы.

Процессы, которые в настоящее время можно наблюдать в Каспийском регионе, больше всего напоминают локомотив, который, дабы избежать отставания по графику увеличивает свою скорость.

Действительно, страны Каспия начали форсировать события по решению вопросов, связанных с их взаимоотношениями. В результате, участники длительных переговоров, проходивших не один год, пришли к логическому завершению, принявшему форму Организации каспийского экономического сотрудничества, которая, по мнению некоторых из них, может выполнять миссию, аналогичную организациям Балтийского региона, Черноморского экономического сотрудничества.

В одном фарватере

Ясно, что Иран, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Россия, участвуя в переговорном процессе, преследовали свои цели. Однако здесь можно выделить и общие интересы, которые объединили страны Каспийского бассейна.

Во-первых, политический аспект — достижение политического консенсуса. Так, договорившись между собой, страны Каспия фактически отстранили других внешних игроков от всех геополитических процессов, имевших или имеющих потенциальную возможность возникновения в Прикаспийском регионе.

Во-вторых, энергетическая сфера — определение дальнейших шагов по реализации масштабных проектов в сфере нефтедобычи. По мнению экспертов, на Каспии находится порядка 10 миллиардов тонн только доказанных запасов нефти и около 5 процентов запасов всего мирового газа. Учитывая договоренности между Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, Россией и Туркменистаном, сделанные в 2007 году в Тегеране о самостоятельном регулировании нефтегазовых вопросов на Каспии, можно говорить, что и в этой сфере прикаспийские государства фактически «закрыли дверь» перед странами Запада и США.

В-третьих, транспортно-логистическая составляющая — дальнейшее развитие международных транспортных коридоров (МТК). Так, получает дополнительный импульс МТК «Север-Юг», созданный для транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива через Каспий в Россию и далее в Западную и Северную Европу. Кроме этого продолжит развиваться МТК «Запад-Восток», связывающий страны Запада, Кавказского региона и Центральной Азии. Стоит отметить, что развитие МТК позволит странам региона не только оживить и нарастить свои торгово-экономические связи, но и будет способствовать росту оборота с западными странами.

В-четвертых, финансовая сфера — создание прикаспийскими странами банка совместных инвестиционных проектов. Образование данной структуры преследует цель создания совместного финансового института, который будет не только инвестировать наиболее перспективные проекты, но и служить своеобразным деловым центром, в рамках которого будут рассматриваться дальнейшие пути сотрудничества стран региона.

В-пятых, экологическая сфера — обеспечение условий для сохранения и использования водных биологических ресурсов Каспия. Стоит отметить, что на Каспии обитает большая часть всех осетров планеты, а также более 100 видов рыб. И согласование позиций прикаспийских государств делает возможным разумную добычу осетров без возникновения угрозы популяции.

Кроме того, не последнюю роль в объединении интересов прикаспийских стран сыграли события на Южном Кавказе. В результате чего обстановка в регионе изменилась, равно как и интересы прикаспийских стран. Так, Астана передумала строить нефтеперерабатывающий завод и зерновой терминал в грузинских городах Батуми и Поти. Анкара уже не считает перспективным реализацию проекта строительство железной дороги в Азербайджан через территорию Грузии. Подобная смена интересов способствовала повороту каспийских стран в сторону налаживания более тесного сотрудничества в рамках региона.

Что может заграница…

Активизация действий прикаспийских стран настораживает не только Запад, но и США, чьи национальные интересы присутствуют на Каспии. Однако ни европейские страны, ни США пока не могут оперативно реагировать на инициативы стран Каспия.

У США на сегодня существуют две основные причины, замедляющие ответную реакцию Вашингтона. Это мировой финансовый кризис, от которого больше всех пострадали США. А также состоявшиеся выборы очередного президента страны, что не позволяет действующему президенту Дж. Бушу за столь короткий срок до окончания своего президентства заняться каспийскими вопросами, а новому президенту Б. Обаме, не принявшему присягу, и не являющемуся на сегодня легитимным президентом США, приступить к решению США вопросов в рамках Каспийского региона.

У стран Запада также имеются факторы, которые фактически «связывают руки» Европе по отношению к происходящим процессам на Каспии. Это финансовый кризис, который вынуждает страны ЕС по-новому оценить свой потенциал и начать сосредотачивать свое внимание на решении внутригосударственных проблем. А также консолидация западными странами своих усилий по поиску путей выхода самой Европы из глобального кризиса с наименьшими потерями. Кроме этого отсутствие в регионе стратегического партера в лице США ставит под сомнение эффективность участия отдельных стран Запада в процессах, происходящих на Каспии.

«Первые скрипки» в оркестре

Становится очевидным, что основными локомотивами активизации переговорного процесса по Каспию стали Иран и Россия, объединенные несколько иными, чем у Азербайджана, Казахстана и Туркменистана интересами.

Так, например, известны антиамериканские настроения Москвы и Тегерана, ставшие в последнее время все четче прослеживаться на различных уровнях внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности двух стран.

Кроме того, известно нежелание России и Ирана лицезреть на каспийском побережье других участников «Большой политики» в лице стран Запада. Даже если некоторые из западных игроков и поддерживают политику Москвы и Тегерана. Как говорится в известной китайской пословице: «Ближний сосед лучше дальнего родственника».

На сегодняшний день Москва и Тегеран понимают, что гораздо легче договориться с Астаной, Ашхабадом и Баку, нежели с Парижем, Лондоном или Вашингтоном. Тем более, что «рейтинг» Ирана и России за последние полгода практически выровнялся. Так Иран был отнесен Вашингтоном к «Оси зла», автоматически подпав под санкции стран Европы. А Россия после своего активного участия в грузино-югоосетинском конфликте столкнулось с охлаждением отношений (во внешнеполитической сфере) со многими странами Запада и США.

«Подводные камни» процесса

Страны Каспийского региона, активизировав свои действия, и решив вопрос о создании Организации каспийского экономического сотрудничества, не решили двух основных вопросов, являющихся «камнем преткновения» в реализации практически всех инициатив в масштабе региона. Во-первых, не определили статус Каспия. Так как именно это позволит начать широкомасштабное финансирование разработок каспийских месторождений по добыче углеводородов, параллельно обеспечивая безопасность при их транспортировке.

И второе — не решили вокруг какого государства будет происходить процесс объединения стран. Вопрос о том, кто станет лидером в новой региональной структуре, автоматически решает задачу о приоритетах и дальнейших векторах ее развития.

Вместе с тем развитие ситуации в целом в мире и, как следствие постепенный дрейф прикаспийских стран в сторону сближения, позволяет сделать оптимистический прогноз о завершении переговорного процесса и обретении реальных очертаний новой региональной структуры со всеми присущими ей атрибутами.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *