«Дорога в тысячу ли начинается с одного шага» (китайская пословица)
Независимое аналитическое обозрение (О.Маслов)
Очередной «газовый» конфликт между Россией и Украиной позволил высветить то, что скрыто за чередой, казалось бы, не связанных между собой событий. Ряд событий 2008 года: ликвидация РАО ЕЭС, организационное оформление «газовой ОПЕК», уход из сферы энергетики Анатолия Чубайса и приход в ИНТЕР РАО ЕЭС Игоря Сечина — позволяют не только оценить сложные процессы в сфере российской энергетики, но и увидеть контуры новой российской «энергетической доктрины». Мировой кризис, де-факто, выступил в роли катализатора процесса принятия новой энергетической доктрины России.
Сегодня в сфере российской энергетической политики можно выявить десятки разноплановых, взаимоисключающих процессов. И данные процессы характеризуют не столько столкновение различных клановых интересов, сколько столкновение конкурирующих энергетических доктрин. Доктрина Чубайса– Христенко, доминирующая в России с конца ХХ века, постепенно вытесняется энергетической доктриной Сечина.
Сравнение доктрин
Для объективизации конкурирующих «энергетических доктрин» проведем их сравнение в ряде ключевых аспектов.
АСПЕКТ ДОКТРИНА ЧУБАЙСА–ХРИСТЕНКО (ДЧХ) ДОКТРИНА СЕЧИНА (ДС)
Развитие, Пространство
Эволюционная экспансия на постсоветском пространстве в рамках концепции «либеральной империи»
Глобальные перспективы в формате мирового рынка энергетики
Приоритеты
Либерализация российского рынка энергетики
Участие в мировой политике с позиций реалий мирового энергетического рынка
Способ разрешения проблем
Рефлективно–ситуационные действия в рамках концепции «энергетической сверхдержавы»
Долгосрочное стратегическое сотрудничество
Мышление
Кланово-корпоративное
Проектное
Видение будущего
Россия – «энергетический донор» Европы
Россия – глобальный игрок на мировом энергетическом и политическом рынке
Система внешних связей
Эпизодические контакты с ОПЕК и другими ключевыми игроками на мировом рынке энергетики
Долгосрочные, технологические контакты с ОПЕК и другими ключевыми игроками на мировом рынке энергетики
Принципиальное различие
Энергетика не входит в сферу жизнеобеспечения «неконкурентоспособных слоев населения»
Энергетика становится одной из сфер самозащиты граждан России в рамках естественно — исторического процесса глобализации
Формализация в сфере политики
Энергетическая доктрина Чубайса–Христенко не имеет проекции в политическую сферу, кроме системы контроля над ключевыми постами в правительстве и либеральной партии «Правое дело» Л.Гозмана
Энергетическая доктрина Сечина имеет ярко выраженную внешнеполитическую и внутриполитическую составляющую
Мониторинг
У энергетической доктрины Чубайса–Христенко нет системы мониторинга, кроме знаковых реперов: ликвидация РАО ЕЭС, доведение цены на энергоресурсы в России до Мирового уровня и т.п.
Энергетическая доктрина Сечина включает в себя публичную систему мониторинга, позволяющую объективно оценивать эффективность практической реализации сотен разноплановых проектов в сфере энергетики.
Сроки действия доктрины
Заключительной датой реализации доктрины Чубайса–Христенко является 2011 год – дата перехода России на мировые цены на энергоресурсы на внутреннем рынке.
Доктрина Сечина включает в себя спектр проектов, реализуемых в рамках развития страны до 2020 года, и стратегию развития энергетики России до 2100 года включительно.
Ручное управление экономикой и «доктрина Чубайса – Христенко»
Первый заместитель директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин отметил существенное: «Необходимо учитывать, что мы построили такую систему, при которой управление экономикой осуществляется в «ручном режиме». В этой связи, точно определить какой курс рубля по отношению к иностранным валютам был бы оптимален весьма затруднительно. Здесь приходится больше полагаться на искусство». Представляется, что «ручное управление» экономикой в условиях доминирования экспортной составляющей – это основа «энергетической доктрины Чубайса–Христенко».
Текущий мировой кризис позволил по-новому взглянуть на российскую сферу энергетику. Зададим простые вопросы. В каком формате необходимо оценивать очередной российско-украинский «газовый» конфликт? Как данный конфликт вписывается в европейскую систему энергетической безопасности?
С одной стороны, необходимо признать, что падение цен на энергоресурсы не оставляет выбора для руководства «Газпрома». Благотворительности «Газпрома» в условиях мирового кризиса никто не поймет. С другой стороны, налицо «технологический» конфликт, в разрешении которого в наибольшей степени заинтересованы Европа и Россия, но не Украина. Данный конфликт не может длиться вечно, и лидерам России и Европы придется принимать жесткое решение по поводу будущего Украины. Признаем, что данный конфликт – это в большей степени проблема Европы. Отрицание очевидного является доказательством «страусиной» политики европейских лидеров.
Представляется, что конфликты в сфере энергетики являются одной из составляющих «энергетической доктрины Чубайса–Христенко». Введение в фокус экспертного и общественного внимания тех или иных конфликтов позволяет не акцентировать внимание на стратегии развития энергетики в России. В массовом сознании складывается картина, в рамках которой основная задача российских властей – это «протолкнуть» нефть и газ через «санитарный кордон». Более того, позиционирование текущих конфликтов на фоне мирового кризиса, де-факто, усиливает поиск ответа на вечный вопрос «кто виноват?» Причем, данный вопрос имеет широкий спектр ответов.
Арьергардные бои
Для того, чтобы объективно оценить столкновение двух доктрин, проанализируем два знаковых заявления декабря 2008 года, исходящих из правительства РФ. Игорь Сечин заявил, что в настоящее время рассматриваются различные варианты сотрудничества с ОПЕК: «Формы должны быть самыми разными, от наблюдения до членства, до совместной работы на биржевых площадках, создания новых индикаторов и, может быть, даже нефтяного банка, который обеспечил бы надежную расчетную платежную систему» (18.12.08). Игорь Шувалов заявил, что правительство РФ рассматривает вопрос о снижении экспортных пошлин для нефтяных компаний. Данные заявления необходимо рассматривать в контексте реальности.
Лидеры ОПЕК неоднократно обращались к президенту России Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину с предложением сократить экспорт нефти для того, чтобы стабилизировать цену на баррель нефти на мировом рынке на уровне 60-80 $. Как эксперты ОПЕК могут оценить заявление Шувалова? Вне всяких сомнений, снижение экспортных пошлин будет оценено экспертами ОПЕК, как стремление руководства России «гнать нефть на экспорт по максимуму по любым ценам».
Если к этому добавить саботаж по развитию товарно-сырьевой биржи в Санкт-Петербурге, то картина предстанет целостной. Данная биржа призвана торговать нефтепродуктами за рубли. Последовательное и планомерное торможение перехода к продаже российских энергоресурсов за рубли – это стратегия сдерживания трансформации России в реально независимое и самодостаточное государство. Признаем, что тактика «арьергардных боев» «энергетической доктрины Чубайса–Христенко», призванная закрепить Россию в качестве «младшего партнера» и «сырьевого придатка Запада», себя практически исчерпала.
Последствия реализации «энергетической доктрины Чубайса–Христенко»
Не впадая в крайний алармизм, выделим основные проблемы, возникающие при реализации «энергетической доктрины Чубайса–Христенко». Не будем акцентировать внимание на том, что либерализация энергетического рынка в США привела к значительному росту цен на электроэнергию для населения. Выделим существенное:
· Переход России на мировые цены на энергоресурсы на внутреннем рынке, в условиях отсутствия экономических механизмов самозащиты большинства граждан страны, – это гарантированная дестабилизация общественно-политической ситуации, системный подрыв доверия к властям и путь к очередной революции
· Переход России на мировые цены на энергоресурсы на внутреннем рынке при переходе к 100% оплате услуг ЖКХ создает ситуацию утраты смысла уплаты налогов для большинства субъектов бизнеса, не вписанного в сферу энергетики
· «Обожествление трубы» в стиле агитпропа А.Проханова, позиционирование «Газпрома» в формате «государство в государстве», отсутствие реальных доказательств полезности «Газпрома» большинству граждан России – это технология сотворения новой реальности, в рамках которой бунт «неконкурентоспособных слоев населения» неизбежен (политкорректное словосочетание «неконкурентоспособные слои населения» введено в оборот В.Христенко)
· Мировой кризис, де-факто, несет в себе ряд долгосрочных вызовов, до сих пор не осознанных руководством страны, которые в процессе наложения на деструктивные последствия реализации «энергетической доктрины Чубайса-Христенко» создают своеобразный «коктейль Молотова».
Признаем, что мировой кризис будет способствовать разрастанию внутриэлитного конфликта. И конкуренция между отжившей свой век «энергетической доктриной Чубайса–Христенко» и новой «энергетической доктриной Сечина» – это столкновение на одном из важнейших проблемных полей, на котором и будет определяться будущее России.
Адрес публикации: http://www.imperiya.by/economics3-4287.html
Комментарии