Транспортный потенциал
Деятельность российских ведомств в отношении реализации транспортного потенциала Каспия вступает в решающий этап. В ближайшее время специально созданной оценочной комиссии, на финансирование которой Евразийский банк развития выделяет $ 3 млн, предстоит решить судьбу двух амбициозных проектов, каждый из которых дает возможность существенно расширить транспортный поток, проходящий через регион, а также принести существенные финансовые результаты бюджету. Однако, реализации подлежит лишь один из них. Первый вариант предполагает под собой строительство второй нитки судоходного канала «Волга-Дон», второй же носит название «Евразия», и ставит своей задачей соединение азово-черноморского бассейна и Каспийского моря.
«Евразийский» проект включает в себя прокладку маршрута от Каспийского до Азовского или Черного моря, причем последний вопрос все еще открыт. Максимальная протяженность канала может достигнуть 850 км, при этом регулировать движение и уровень воды будут всего 6 шлюзов. Сторонники проекта предполагают вложения в объеме 170 млрд рублей и начало операционной деятельности уже через 6 лет. Основной конкурент проекта — Суэцкий канал, на данный момент существенно перегружен, при этом «Евразия» предлагает значительную экономию, и оптимизацию времени прохождения канала в 1,5 раза. Максимальная пропускная способность канала достигает 70 млн тонн груза в год.
На фоне показателей «Евразии» идея дублера Волго-Дона не может похвастаться столь значительными показателями, — необходимое финансирование превышает объем первого проекта на 20 млрд рублей, в то время как с учетом модернизации пропускная способность системы достигнет максимум 40 млн тонн груза в год.
Однако, при оценке перспектив того или иного проекта стоит принимать во внимание «политический» аспект, который в данных условиях проявляется в куда более значимой степени, чем при реализации других программ национального масштаба. Каждый из вариантов развития транспортной сети предполагает под собой значительное развитие инфраструктуры, приход большого количества инвесторов, создание новых рабочих мест, налоговые поступления в бюджет и т.п. Стоит также принимать во внимание неофициальный финансовый аспект, возникающий в ходе реализации проектов такого масштаба. Волгодонский вариант поддерживается губернаторами Волгоградской и Ростовской отрасли, на их стороне выступает и министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин. В проекта «Евразия» заинтересовано руководство Калмыкии, Дагестана, Ставропольского края и Казахстана. Очевидно, что дискуссия по решению данного вопроса продолжится вплоть до конца 2008 года, и это не предел, — решения аналогичного масштаба достаточно часто затягиваются.
Газ
Данный регион не только открывает новые возможности в части освоения Россией транспортных рынков. Каспий богат месторождениями полезных ископаемых, и одновременно представляет из себя транзитную площадку для энергоносителей, причем определенный вариант развития событий может привести к существенному ущемлению экономических интересов России. Газопровод Nabucco, маршрут которого пролегает через Азербайджан и Турцию, призван защитить Европу от «энергетической безопасности», по сценарию России. В результате РФ вполне может утратить возможность диктовать свои условия по поставкам газа из Туркменистана и Казахстана.
Помешать строительству Nabucco Россия может при помощи продвижения проекта Прикаспийского газопровода, который позволит доставлять казахские и туркменские энергоресурсы европейским потребителям. Основной аргумент в данном случае — неопределенный статус Каспийского моря, которое на данный момент разделено лишь частично, что создает дополнительные политические риски. Соседство с «государством-изгоем» Ираном добавляет ситуации дополнительную остроту. В таких условиях странам поставщикам энергоносителей становится невыгодно участвовать в данном проекте. Российское же предложение, в соответствии с которым голубое топливо из Центральной Азии пойдет в Европу с территории России, куда он будет попадать по выше упомянутому Прикаспийскому газопроводу. В таких условиях будут удовлетворены интересы (в том числе и политические) почти всех участников процесса, в том числе и Азербайджан, бюджет которого будут подпитывать транзитные отчисления. Единственный политический риск, возникающий в данном случае, — это возможность негативной реакции со стороны «заинтересованных потребителей» с Запада. Не секрет, что представители дипломатических кругов ЕС и США достаточно часто посещают данные страны и ведут активные переговоры с региональными властями.
Среди своих
Шельф Каспийского моря представляет отдельный интерес для российских нефте и газодобытчиков, которые активно наращивают свое присутствие в данном регионе, — участники проекта «Зарит», который до сих пор не может разрешить вопрос о создании совместного предприятия с Туркменией из-за неясностей в процессе раздела шельфа с Ираном. «Роснефть», «Итера» и «Зарубежнефть» подали заявку на изучение 21 и 22 блоков шельфа Каспия властям Туркмении. В случае успеха стороны рассчитывают оформить свои отношения в качестве соглашения о разделе продукции, аналогичного проектам «Сахалин».
Предприятия уже имеют опыт взаимодействия с властями Туркмении, и основные препятствия к реализации проекта могут возникнуть уже на внутреннем уровне, так как свои интересы в данном регионе представляет другой нефтяной гигант. С 2006 года «Лукойл» активно обозначает свои интересы в данном регионе, — существуют планы разработки тех же блоков совместно с американским предприятием ConocoPhilips.
Мировые нефтедобытчики пока не представлены в Туркмении в значительном количестве. Сказывается несовершенство местного законодательства, а также значительные политические риски, связанные со спорным статусом месторождений. Складывающиеся условия создают достаточно выгодную ситуацию для российских компаний, которые вполне могут расширить свое присутствие в данном регионе. Однако, пока не известно, каким образом будет произведена расстановка сил при споре относительно выше упомянутых блоков шельфа. Обе компании отличаются относительно закрытостью, но очевидно, что по мере развития ситуации конфликт интересов обнаружит себя. Единственным условием «соревнования» должно быть соблюдение национальных экономических интересов вне зависимости от его исхода.
Игорь Чесноков ® integrum
http://www.integrum.ru/ArticlesByCategoryPage.aspx?oid=1419&cid=13&tid=6
Комментарии