Среднеазиатские страны играют на трубе Nabucco

  © Александр Дармин

Neftegaz.ru: Завершившийся вчера в Будапеште саммит по газопроводу Nabucco снова добавил щедрую порцию политики в котел амбициозного европейского проекта и показал, что Европе стоит готовиться к дорогой войне за газ.

Напомним, что данный трубопровод должен, в идеале, избавить Европу от монополии российского газа и стать этаким крестовым походом против ”Газпрома”. Сами строители газопровода это отрицают, но не преминули воспользоваться частичной утратой доверия к газовому монополисту в результате газовой войны России и Украины, чтобы привлечь под свои знамена сторонников. Встретившись в столице Венгрии, сторонник не только не обнаружили среди себя ни одной газодобывающей державы, но и ни одного банкира, который готов был бы оплатить проект. Очень не хотят инвесторы вкладываться в проект ради идеи и знамен борьбы с газовыми монополиями. Помимо того, что встреча в Будапеште окончательно перевела строительство трубопровода в политическую плоскость, она показала Европе, что из-за этой трубы дешевого газа не будет.
    
    Дело в том, что Nabucco вообще является уникальным трубопроводом – пока он лишь прирастает участниками без газа. То есть, труба и потребители есть, а самого газа нет и взяться пока неоткуда. С таким подходом пора строить нефтепровод из Монголии. Правда, участники консорциума прилагают все усилия, чтобы у трубы, которая заработает в 2015 году, появился газ. Основная надежда возлагается на среднеазиатские страны – Туркмению, Азербайджан и Узбекистан.

Есть еще Иран, который и не против дать газ в трубу, но Тегеран ужасно раздражает многих участников проекта своей конфронтацией с США, которые могут наложить санкции на деятельность освободителей Европы от ига ”Газпрома”. Среднеазиатские страны, смекнув, что к чему, лихо начали торговаться с ЕС, не давая никаких гарантий.
    
    Понимая, что сам трубопровод мощностью в 30-40 млрд кубометров газа в год насквозь пропитан политикой, президенты среднеазиатских стран уяснили. Что денег на него жалеть не будут. Ведь, по сути, перед ЕС стоит задача доказать ”Газпрому”, что и без него можно прожить, причем доказать это нужно любой ценой, а возможные издержки затем будут покрыты за счет дешевого газа от газового монополиста, который этим монополистом быть перестанет. Понимая это, приехал в Будапешт президент Азербайджана.

Ильхам Алиев заявил в интервью журналистам, что Азербайджан примет решение об участии в проекте Nabucco в зависимости от того, какая цена будет предложена за его газ.
    Вопрос об участии Азербайджана в проекте Nabucco пока, по словам Алиева, не решен окончательно, и у его страны имеется несколько альтернативных опций, включая продажу газа российскому “Газпрому”. Отметим, что разделить свой газ по разным трубопроводам у страны вряд ли получится – сегодняшний экспорт страны колеблется в пределах 7 млрд кубометров и с запуском месторождения Шах-Дениз сможет вырасти до 15 млрд кубометров. Nabucco же нужно как минимум в два раза больше, а для “Газпрома” эти объемы вообще незначительны.
    
    Диверсификация маршрутов газового экспорта позволит Азербайджану увеличить доходы от торговли газом, считает азербайджанский президент. Таким вот прямым языком ЕС было сказано, что ему стоит поторопиться, иначе газ будет продан ”Газпрому”.
Как уже было сказано, сама цена в политических вопросах не имеет никакого значения, главное – получить политические и экономические дивиденды. Получается, что Европе можно будет забыть о формуле формирования цены на газ в зависимости от цен на нефть, перейдя к банальному аукциону. Для ”Газпрома” же этот вопрос также важен, так как позволит монополии сделать само строительство трубопровода бессмысленным. До какой цены дойдут обе стороны – неизвестно, но уже сейчас России покупает газ у совсем небольшого по запасам Узбекистана по $340 за тысячу кубометров.
    
    Уклончивую политику Азербайджана переняли и другие поставщики топлива. Тот же Узбекистан, обещая газ трубопроводу, сам продал его России по приведенной выше цене. Только в этом году страна поставит газовому монополисту более миллиарда кубометров. Есть еще надежда на Туркмению, которая, в принципе, может с легкостью покрыть все запросы ЕС. С другой стороны, смущает газовая арифметика страны.

Если верить данным 2008 года, с этого года Туркмения должна поставлять 80—90 млрд куб. м газа России и около 10 млрд куб. м в Иран. Добавьте к этому 30 млрд куб. м в год для Китая и еще 10 млрд куб. м газа страна пообещала с будущего года зарезервировать для ЕС. Кроме того, Туркмения ведет переговоры о прокладке Трансафганского трубопровода, мощностью 30 млрд куб. м в год, в Индию по территории Афганистана и Пакистана. А тот же Nabucco? В таких условиях, уже эти контракты досуха исчерпают газовые возможности страны, ведь даже по самым скромным подсчетам, уже в следующем году страна должна экспортировать 140 млрд кубометров газа при том, что в планах Туркмении эти планка намечена на 2020 год, а к 2015 году они чуть превысят 100 млрд кубометров. Таким образом, поставлять газ ЕС Туркмения будет в условиях его экспортного дефицита для себя, что приведет к росту его стоимости.
    
    ЕС не сдается и даже готова профинансировать часть строительства газопровода, выделив 200 млн евро на первых порах.

Эти мероприятия должны не просто убедить поставщиков газа в том, что в данную трубу стоит поставлять газ, но и самих себя в том, что трубопровод нужен. Пока свежи воспоминания по поводу газовой войны России и Украины, политические лозунги берут вверх над трезвым расчетом, но уже в мае участники проекта должны будут подписать основные документы по строительству, иначе будет просто поздно – ”Газпром” успеет построить трубопровод “Южный поток” раньше. При этом, у участников консорциума нет никакой общей политик строительства — Австрия, Венгрия, Болгария, Румыния и особенно Турция ведут в рамках подготовки проекта собственные игры, вступая в сепаратные контакты с потенциальными поставщиками.
    
    Все это привело к тому, что политики в Nabucco становится слишком много для инвесторов и рыночным демократий, что может привести к росту цены на среднеазиатский газ. Уверенно лавируя между желанием ”Газпрома” и ЕС купить газ, президенты напрочь ломают сложившуюся систему подсчета цены на газ. В результате, рост количества трубопроводов приводит к росту цены на сам газ. Так нужен ли для Европы Nabucco, удорожающий газ?

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *