Нефтегазовые богатства ШОС: как распорядиться с умом?

Просмотреть картинку полностьюМаксим Кранс, ИнфоШОС: Известный писатель-фантаст Артур Кларк однажды предсказал, что к 2015 году все национальные валюты отомрут и возникнет единая мировая валюта на базе киловатт-часа. Что ж, многие из его прогнозов уже сбылись, так что, возможно, сбудется и этот. В самом деле, энергетическая составляющая в национальных экономиках — как развитых, так и развивающихся — год от года растет. Правда, сейчас, из-за глобального кризиса, энергопотребление стало снижаться, но рано или поздно он закончится и, как считают эксперты, кривая вновь поползет вверх.

Страны-участницы этой организации обладают сегодня примерно четвертью мировых запасов и объемов производства нефти, на них приходится от трети до половины газовых ресурсов и 50% разведанных в мире кладовых урана. Главное — суметь с умом и выгодой распорядиться таким богатством.

Речь, собственно, идет о трех странах-участницах Шанхайской организации сотрудничества: в первую очередь — о России и Казахстане, в несколько меньшей степени — об Узбекистане. Что касается России, то она не раз уверенно обещала в обозримом будущем сполна обеспечивать Европу (да и не только её) нефтью и газом. Обещает и сейчас, несмотря на нынешний финансово-экономический кризис и скандальные проблемы с украинскими транзитерами. А Владимир Путин, отвечая недавно на вопрос корреспондента информационного агентства «Блумберг», заявил, что «с восстановлением мировой экономики и наши естественные преимущества тоже должны по-новому заиграть, я имею в виду наши возможности в сырьевых секторах экономики — это и нефть, и газ, это металлы, некоторые другие направления нашей традиционной деятельности». Однако насколько обеспечены — и наши обязательства, и наш оптимизм — имеющимися на российской территории запасами энергоресурсов?

Считается, что в российских недрах находится треть мировых запасов газа, десятая часть — нефти, пятая часть — угля. Но это большей частью прогнозные данные, их ещё надо перевести в разряд защищённых, то есть, доказанных. Так что, сегодня никто не может точно сказать, каковы же истинные природные ресурсы России. Что касается информации о нефти и попутном газе, то это вообще военная тайна, хранящаяся за семью печатями. Правда, некоторые сведения иногда все же просачиваются — и в научные доклады, и в открытую печать. Правда, они заметно разнятся. Так, например, если говорить о той же нефти, то в различных источниках фигурируют 7,1, 9 и 12 млрд тонн.

Тем не менее, если даже взять среднюю величину и разделить на объем прошлогодней добычи (488,5 млн тонн), то окажется, что «черного золота» нам хватит примерно на два десятилетия. Кстати, схожий прогноз давали и аналитики British Petroleum: в своем докладе, опубликованном в 2003 году, они писали, что российские запасы нефти истощатся не ранее чем через 22 года. С газом, по их мнению, дело обстоит получше — он закончится только через 80 лет. Углем же мы обеспечены на столетия вперед.

Ясно, что кризис вносит некоторые коррективы в эти подсчеты. В конце минувшего года нефтяники вместе с Минэнерго подготовили новый прогноз отрасли. Если в энергетической стратегии России до 2030 года предполагалось ежегодно наращивать объемы добычи нефти и к концу второго десятилетия довести ее до 565-595 млн тонн, то сейчас прогнозируется, что уже в этом году она упадет до 472 млн, а в следующем — до 454,5 млн тонн.

Подправляет свои планы и Казахстан. Как сообщил министр экономики и бюджетного планирования республики Бахыт Султанов, в 2009 году добыча нефти будет сокращена на 4% — до 76 млн тонн.

Казахстан — второй крупный энергетический игрок на пространстве ШОС. В этой республике имеются крупные запасы нефти, газа, угля и урана, составляющие заметную часть мировых ресурсов. Именно добыча и экспорт полезных ископаемых немало способствовали феноменальному экономическому росту этой страны.

На долю Казахстана приходится около 3,3% мировых запасов нефти и 1% — газа. Более половины всех прогнозируемых нефтяных запасов, а это, по некоторым оценкам, 13-18 млрд тонн, находится в бассейне Каспийского моря, которое в перспективе станет главным нефтедобывающим районом страны. По планам Министерства энергетики Казахстана, к 2015 году объемы добычи «черного золота» поднимутся до 100, а то и до 130 млн тонн, причем большая ее часть пойдет на экспорт.

Все большее внимание уделяется в Казахстане и добыче природного газа, который также становится одной из основных экспортных статей. К 2010 году добычу голубого топлива планируется увеличить до 40, а экспорт – до 15 млрд кубометров. Тем самым добыча газа возрастет в полтора раза, а его экспорт – вдвое.

В Узбекистане нефтегазовый комплекс не играет столь важной роли, однако его вес в структуре национальной экономики после распада СССР заметно возрос. По некоторым оценкам, ресурсы нефти там составляют более 5,3 млрд тонн, газового конденсата — 480 млн тонн, природного газа — 6,25 млрд кубометров.

В общем, что ни говори, а совокупные запасы углеводородного сырья в этих трех государствах «шанхайской шестерки» огромны. Конечно, и их можно запросто проесть, как когда-то мы проели богатства Уренгоя. А можно использовать полученные от них средства для модернизации и диверсификации своих хозяйств, для перехода к высоким технологиям и экономике знаний. Иными словами, распорядиться с умом. Вот почему России, Казахстану и Узбекистану сейчас важно не только объединить усилия в добыче и транспортировке нефти и газа но и скоординировать свои энергетические стратегии. Конечно, такая работа ведется, и не первый год. Но в условиях, когда западные страны и крупные транснациональные компании стремятся разнообразить источники и маршруты поставки энергоносителей и всячески пытаются вбить клин между основными их производителями на пространстве ШОС, единство действий приобретает особое значение.

Многим такая идея по душе. Поэтому в рамках Шанхайской организации сотрудничества была сформирована рабочая группа по созданию Энергетического клуба, одной из задач которого является как раз гармонизация энергетических стратегий. Такой клуб мог бы способствовать углублению взаимодействия производителей энергоресурсов (Россия, Казахстан, Узбекистан, Иран) и их потребителей (Китай, Таджикистан, Киргизия, Индия, Пакистан, Монголия), проведению согласованной политики развития отраслей топливно-энергетического комплекса. Реализация этой идеи может превратить ШОС в самодостаточную энергетическую систему как в глобальном, так и региональном плане. А существующая система трубопроводов, соединяющая Россию, страны Центральной Азии и Китай, закладывает основу создания единого энергетического рынка ШОС.

Об этом немало говорилось и на первом форуме Евразийского экономического клуба ученых, который состоялся в прошлом году в Астане. Более того, речь там шла не только о координации долгосрочных энергетических программ. Было выражено общее мнение: для того, чтобы выжить в условиях глобализации и изменения структуры мирового хозяйства, необходима выработка совместной долгосрочной экономической стратегии наших стран.

«Как бы мы ни решали вопросы энергетической стратегии, пока не будет общей стратегии социально-экономического развития наших стран, мы все равно окажемся в тупике,- считает главный научный сотрудник Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан, заместитель директора Центра анализа общественных проблем Канат Берентаев. — Если будем действовать поодиночке, можем получить самый пессимистический вариант. Ведь в условиях глобализации экономические границы стран фактически становятся прозрачными, а промышленную и инвестиционную политику начинают диктовать крупные транснациональные компании. Это мы видим и в нефтяной, и во всех остальных отраслях. Чтобы такого диктата не было, и нужна общая стратегия».

Можно не сомневаться, что после вынужденной паузы, связанной с глобальным финансово-экономическим кризисом, мировые потребности в энергоносителях станут расти столь же немыслимыми темпами, что и в начале нынешнего столетия. К 2030 году они, как считают аналитики Международного энергетического агентства, увеличатся на 60%.

Между тем страны-участницы ШОС обладают сегодня примерно четвертью мировых запасов и объемов производства нефти, на них приходится от трети до половины газовых ресурсов и 50% разведанных в мире кладовых урана. Главное — суметь с умом и выгодой распорядиться таким богатством. И тогда, как верно замечает заместитель генерального секретаря ШОС Владимир Захаров, Организация обретет все шансы «стать одним из экономических центров мира, привлекательным в плане сотрудничества для других государств».

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *