Источник: Yomiuri Shimbun xPressa.ru
С началом производства сжиженного природного газа на Сахалине (российский Дальний Восток) Москва приобрела мощный новый инструмент «энергетической дипломатии» и стремления увеличить свое влияние в азиатско-тихоокеанском регионе. Россия не упускает возможность извлечь выгоду из своих ресурсов, чтобы добиться влияния на страны-клиенты в этом регионе, которые импортируют ее ресурсы.
Япония, со своей стороны, должна проявить осторожность в своих попытках улучшить двусторонние отношения с Россией в свете этой новой газовой стратегии, особенно, когда первая партия сжиженного природного газа с месторождения Сахалин-2 в Пригородном должна к концу этого месяца поступить в Японию.
Россия как мировой поставщик энергии
Российское правительство придает большое значение Сахалину-2 — своему первому заводу по производству сжиженного газа — поскольку он предоставляет ключевую возможность завоевания новых энергетических рынков.
Премьер-министр Таро Асо был среди приглашенных на церемонию, которой отмечалось вступление завода в строй 18 февраля.
На этой церемонии российский президент Дмитрий Медведев сказал: «Я уверен, что это новое производство значительно расширит наши возможности поставки газа и, в целом, укрепит позиции России, как глобального поставщика энергетических ресурсов». Это заявление указывает, на намерение России, фокусируясь на своих возможностях экспорта энергетических ресурсов, поднять свой статус ведущего дипломатического игрока на азиатско-тихоокеанской сцене.
Из того объема газа, который предполагается к производству на Сахалине-2 (приблизительно 9,6 миллионов тонн), около 60% будет экспортироваться японским электростанциям и газовым компаниям. Это составит от 7% до 8% всего импорта Японией сжиженного природного газа.
По словам руководителя одной японской энергетической фирмы, импорт газа с Сахалина-2, расположенного относительно недалеко от Японии, «будет способствовать диверсификации энергетических поставок в Японию и сокращению сроков и стоимости транспортировки». Поэтому значение поставок газа из России с точки зрения энергетической безопасности Японии становится очевидным.
В дополнение к Сахалину-2, на острове и вокруг него запущен ряд других проектов разработки месторождений нефти и газа. Одним из важнейших участников этих проектов является Китай, стремящийся к строительству трубопровода, который будет поставлять природный газ без сжижения. Сахалин-2 способен превращать природный газ в жидкость при температуре минус 160°С, что позволяет перевозить его на танкерах.
До сих пор Россия делала особое ударение на углубление сотрудничества с европейскими странами по энергетическим ресурсам. Экспортируя природный газ и сырую нефть в европейские государства по трубопроводу, она приобрела значительные доли акционерного капитала в газовых компаниях в таких странах, как Германия, Италия и Франция. Это указывает, что ее политика направлена не только на получение денег от продаж, но также и на развитие капитальных связей с европейскими фирмами, чтобы гарантировать стабильные, потенциально большие преимущества в будущем.
Поставки энергии приносят дипломатические, а не только прямые финансовые дивиденды, что может иметь значительное воздействие на отношения в области безопасности. В начале текущего года Россия прервала поставки газа на Украину приблизительно на три недели, ссылаясь на проблему в ходе переговоров по возобновлению контракта. Этот шаг был воспринят как направленный против администрации украинского президента Виктора Ющенко, проявляющего дружелюбие по отношению к Соединенным Штатам и Западной Европе.
Еще одним указанием на российское влияние в области энергии стал тот факт, что санкции Европейского союза, наложенные после вторжения российской армии в Грузию в августе 2008 года, были отменены всего лишь через три месяца. Этот шаг был мотивирован представлением, что не в интересах ЕС наносить вред отношениям с Россией, от которой его члены получают почти 40% потребляемого ими природного газа. Отказ Евросоюза от санкций подчеркнул дипломатическое влияние России, подкрепленное поставками энергии.
Поскольку Япония намерена импортировать значительные объемы сжиженного природного газа, производимого на Сахалине-2, эта страна окажется среди первых целей российской энергетической дипломатии в азиатско-тихоокеанском регионе.
В ответ на запрос, отправленный «The Yomiuri Shimbun», вице-президент «Газпрома» Александр Медведев заявил в письме, что его компания решительно привержена долгосрочным, стабильным поставкам сжиженного природного газа в Японию. Он также отметил, что «Газпром», управляемая российским государством газовая компания, не имеет намерения приобретать акции каких-либо японских энергетических консорциумов, по крайней мере в настоящее время.
Избегать чрезмерной зависимости
Однако японскому правительству и энергетической промышленности все-таки следует помнить, что Россия может пожелать вступить на японский рынок акций, на том основании, что якобы «в интересах обеих стран» расширять двустороннее сотрудничество, в обмен на обещание стабильных поставок газа.
Проект по добыче нефти и производству сжиженного природного газа Сахалин-2 был первоначально запущен в 1994 году двумя японскими фирмами «Mitsui & Co» и «Mitsubishi Corp», вступившими в партнерство с ведущей транснациональной нефтяной компанией «Royal Dutch Shell». Однако российские власти отозвали лицензию этих трех компаний и, в декабре 2006 года, позволили «Газпрому» приобрести право управления фирмой по производству сжиженного природного газа, которая была учреждена «Mitsui», «Mitsubishi» и «Shell».
Сделки по газу обычно предпринимаются на условиях заключения долгосрочного контракта между покупателем и продавцом. Но, поскольку сделки на газовом рынке и отдаленно не достигают таких масштабов, как нефтяные, в случае дефицита поставок окажется исключительно трудно возместить недостаток газа.
Соглашение по энергетическому сотрудничеству между Японией и Россией, безусловно, обладает огромным потенциалом на будущее. Однако в свете территориального спора между двумя странами из-за островов около Хоккайдо, растущая зависимость Японии от российских поставок энергии может в конечном итоге предоставить России дипломатическое преимущество.
Учитывая эту ситуацию, усилия по наращиванию сотрудничества с Россией также должны сопровождаться тщательным изучением стратегического подтекста наращивания импорта природного газа из этой страны.