Новая российская энергетическая доктрина: от анклавно-архаичной «энергетической сверхдержавы» к глобальной энергетической Хартии

 Питер Дракер Независимое аналитическое обозрение: В мае 2009 году произошли два знаковых события в сфере энергетики, которые по-новому заставляют посмотреть на энергетический статус России. Отказ «Газпрома» Казахстану и саммит Россия-ЕС в Хабаровске – это ключевые события, позволяющие увидеть реальные перспективы новой российской энергетической доктрины.

В преддверии саммита Россия-ЕС «Газпром» отказал Казахстану в праве самостоятельно продавать в Европе 10-15 миллиардов кубометров газа в год. В «Газпроме» считают, что о прямых продажах газа европейцам не может быть и речи. Сейчас казахстанский газ на российской границе закупает дочерняя структура монополии — немецкая ZMB GmBH. Обратим внимание на то, что требования казахской стороны основаны на некоторых положениях европейской энергетической хартии.

Отметим, что Россия сознательно выбрала Хабаровск местом проведения саммита, тем самым сигнализируя «партнерам из Европы», что у России есть еще один вектор развития. Начало строительства нефтепровода Сковородино — Мохай, карта России, подаренная президентом Медведевым еврокомиссару Солане, а главное – «реальное дыхание Китая», более чем очевидное в Хабаровске – вот знаковые сигналы руководства России лидерам ЕС. Если к этому добавить, что недавно премьер-министр В.Путин заявил, что Россия впредь не намерена больше субсидировать экономики соседних стран дешевой ценой на газ, то картина станет целостной.

22 мая 2009 года на саммите Россия-ЕС председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил, что Европейский Союз не намерен отказываться от своей энергетической хартии в части более тесной связи со странами Восточной Европы. Чем ответит Россия? Представляется, что данный саммит не столько зафиксировал тупик в отношениях между Россией и ЕС, но и вынуждает Россию искать выход из сложившейся ситуации самостоятельно.
Новая реальность

Концепция «Россия — энергетическая сверхдержава» находилась в фокусе экспертного и общественного внимания в нашей стране весь 2006 год. Пик интереса к данной концепции пришелся на лето 2008 года, когда цены на баррель нефти достигли своих исторических максимумов. Данная концепция опиралась на позитивную для России конъюнктуру на мировом рынке энергоресурсов. Но уже в начале 2009 года об «энергетической сверхдержаве» многие постарались забыть. И этому есть логичное объяснение.

Концепция «Россия – энергетическая сверхдержава» опиралась на значительность и перспективность стратегических ресурсов нашей страны. «России принадлежит 26,6 % мировых запасов природного газа, от 6,2 % до 13 % (по разным оценкам) разведанных запасов нефти, около 20 % разведанных запасов каменного угля. Наша страна занимает первое место в мире по трубопроводной торговле природным газом и как экспортер нефти делит пальму первенства с Саудовской Аравией» (А.Гончаренко). Сегодня ситуация иная.

Добыча газа «Газпромом» в 2008 году выросла на 0,2% – с 548,6 миллиарда в 2007 году до 549,7 миллиарда кубометров. Отметим, что это на 11,3 млрд. куб.м меньше запланированного и меньше, чем было добыто в 2006 году (556 млрд.куб.м). В мае 2009 года заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Ананенков заявил, что «Газпром» в 2009 году может сократить добычу газа до 450 млрд.куб.м, что на 18% меньше, чем годом ранее. Ананенков предположил, что «объем добычи с учетом реального потребления на рынке может составить от 450 до 510 млрд.куб.м». Напомним, что ранее зампредседателя правления «Газпрома» Александр Медведев заявлял, что холдинг может сократить добычу на 10% — до 495 млрд. куб. м.

Добыча нефти и газового конденсата в стране в 2008 году уменьшилась на 0,7% по сравнению с 2007 годом и составила 488 млн.т (Росстат). По данным ЦДУ ТЭК, за первые два месяца 2009 г. из российских компаний увеличить добычу смог только ЛУКОЙЛ (на 1,1%). Остальные были вынуждены снизить нефтедобычу: ТНК — ВР на 1,6%, «Роснефть» на 2,5%, «Татнефть» на 2,7%, «Сургутнефтегаз» на 4,4%, «Славнефть» на 6,5%, «Газпром нефть» на 8,1%, «РуссНефть» на 10%, «Башнефть» на 1,8%. Заместитель директора корпоративного научно-технического центра «Роснефти» Александр Кузнецов отметил, что российские нефтяные компании планируют сократить капвложения в этом году на 19% по сравнению с 2008 годом. По его мнению, это может привести к снижению добычи нефти в 2009 году более чем на 1% и к еще большему сокращению в последующие годы. Экономист М.Хазин, анализируя данные тенденции, иронично заметил: «Сегодня «великая энергетическая держава» покупает электроэнергию, потому что не в состоянии обеспечить ею сама себя. Завтра придет очередь газа и нефти? Потом — зерна и сахара? Никаких ассоциаций это не навевает?». Если к этому добавить, что цена на баррель нефти на мировом рынке нефти упала с более, чем 100$ в начале 2008 года, ниже 70$, то картина предстанет целостной. Тенденция настораживающая.

Но для нас сегодня важно осознать, что именно идет на смену концепции «Россия – энергетическая сверхдержава».
Концепция «энергетической сверхдержавы» в перекрестке мнений

Напомним, что концепция «Россия – энергетическая сверхдержава» была презентована заместителем главы Администрации президента РФ В.Сурковым: «Надо использовать свои конкурентные преимущества и развивать их. Потому что если у вас сильные ноги, вам лучше прыгать в длину, а не в шахматы играть. А если у вас большая голова, то, может, лучше и в шахматы играть. И когда мы говорим о высоких технологиях и так далее, мы как-то забываем сказать, откуда они возьмутся. Мне кажется, надо брать то, что у нас и так получается, и просто делать это лучше. Концепция России как энергетической сверхдержавы, мне кажется, вполне соответствует этому подходу. Все-таки топливно-энергетический комплекс – это главный наш экономический комплекс, который дает львиную долю нашего национального продукта.

Естественно, речь ни в коей мере не идет о том, что надо быть и оставаться так называемым сырьевым придатком». Признаем, что концепция «Россия — энергетическая сверхдержава» не была безоговорочно принята как стратегическая концепция. Тележурналист М.Леонтьев, призванный по статусу поддерживать властные начинания, отметил: «Концепция энергетической сверхдержавы — это концепция тактическая, а не стратегическая. Ее возможности и пределы очень четко очерчены. Энергетическая составляющая не означает национального позора, убытка или уязвимости, если она дополнена другими составляющими…Как сверхидея «энергетическая сверхдержава», конечно, убожество. Этот концепт потому и существует, что он является грубой реальностью. Но реальностью недоструктурированной, в виде контурной карты».

Л.Шевцова выделила следующее: «До недавнего времени российская элита считала зависимость от экспорта сырья слабостью. А сегодня режим пытается превратить несчастье в добро и сделать страну энергетической сверхдержавой. Уже это свидетельствует о неспособности правительства развивать новые конкурентоспособные технологии». Шевцова акцентировала внимание на том, что «у нас, чем больше Россия становится сырьевым придатком Запада, тем активнее российские элиты компенсируют свой комплекс неполноценности за счет усиления державнических амбиций. Ядерная держава с сырьевой ориентацией – это действительно новый мировой феномен». А оппозиция оперировала простым тезисом: «Энергетическая сверхдержава» – сырьевой придаток» (М.Калашников).

А.Трифонов иронизировал: «Доктрина «энергетической сверхдержавы» – очередная реинкарнация мифа о рае на Земле. Весь смысл сводится к тому, что Россия понастроит трубопроводов, опутав ими пол Земли, скупит все энергетические кампании и будет править миром. Наступит золотой век для всех россиян и их братьев. Конечно, теория конкретного мифа пока еще не проработана также досконально как концепт «Москвы — Третьего Рима» или «Коммунизма на всем земном шаре», но кто знает…» Политик Г.Явлинский настаивал на том, что «в стране не было никакого обсуждения места России в мире, ее роли, долгосрочной стратегии международных отношений, связи всего этого комплекса проблем с направлением внутреннего развития нашей страны и коренными интересами граждан.

Концепция обороняющейся «по всем азимутам», крепящей свою ядерную мощь «энергетической сверхдержавы», представленная в последнем президентском послании, других выступлениях Владимира Путина и представителей его администрации ответ на эти вопросы не содержит. Основа этой концепции и внешнеполитического мышления российской элиты вообще бесхитростна и прямолинейна. Это образ СССР как сильного государства, которое пыталось диктовать свою волю всему миру. Восстанавливая советские схемы (вплоть до введения однопартийности и приравнивания правозащитников к шпионам) внутри страны, «элита» стремится и к подобию имперского величия и во внешней политике».
Преждевременные похороны «либеральной империи»

Аналитик А.Соколов предположил, что в ходе текущего мирового кризиса «потерпела поражение концепция олигархического («либерального») «империализма», де-факто принятая на вооружение Кремлем и по сути предлагавшая США сделку: закрепление России в качестве «младшего партнера» в западном либерально-глобалистском проекте в обмен на предоставление Москве преимущественного доминирования в бывших советских республиках. В соответствии с этой концепцией задача восстановления и укрепления российских позиций в постсоветском пространстве была возложена на крупный, преимущественно сырьевой капитал. «Либеральный империализм» стал проекцией на внешнюю политику интересов чиновничье-олигархических кланов по формуле: «что хорошо для крупного российского бизнеса, то хорошо для России». Представляется, что это ошибочная позиция.

Известный российский либерал А.Чубайс, выдвинувший концепцию «либеральной империи», сформулировал ее вполне корректно: «Я считаю, что Россия должна всемерно наращивать и укреплять свои лидирующие позиции в последующие 50 лет. И идеологией России на всю обозримую историческую перспективу должна стать идеология империального либерализма, а целью российского государства — построение либеральной империи». Очередная «газовая» война между Россией и Украиной 2008-2009 годов, как известно, проходила под лозунгом «перехода на рыночные принципы формирования покупной цены на газ». Это ли не проекция концепции либерального империализма на реальность?  

П.Святенков предположил: «Империя углеводородов» — концепция, призванная, по мнению ряда экспертов, скрыть окончательную трансформацию России в сырьевой придаток Евразии. «Поскольку Европе нужен газ, а Россия является ведущим поставщиком «голубого топлива», путинское руководство решило сделать ставку на проект «газовой империи». И с данной позицией согласятся многие. Но эта позиция всего лишь подтверждает, что похороны «либеральной империи» более чем преждевременны.  
МЭА и его альтернатива

Д.Медведев в выступлении на Сахалине в феврале 2008 года выделил в качестве одной из основных проблем отсутствие «полноценной информационной составляющей в этой сфере, в недостаточной аналитической базе. Известно, что основные поставщики аналитической информации по энергетическим рынкам — это организации стран — импортёров энергоресурсов, Международное энергетическое агентство, агентство энергетической информации департамента энергетики Соединённых Штатов Америки и, конечно, именно те документы, которые ими готовятся, рассматриваются как главные, как опорные на переговорах.

Но нам необходимо иметь и собственную информационную базу, необходимо объективное понимание глобальных энергетических процессов, которые будут влиять на формирование позиции наших партнёров, не только с точки зрения надёжности поставок энергоресурсов, но и надёжности информационной составляющей, а также надёжности базы спроса». Медведев акцентировал внимание на том, что «современной России нужны и независимые центры прогнозирования состояния мировых нефтегазовых рынков, нужна единая информационно-аналитическая система, которой мы пока на самом деле не обладаем. Все наши рассуждения на тему о перспективах развития энергетического рынка в основном носят фрагментарный характер и зачастую, в общем, абсолютно субъективны».

Что можно сказать об упомянутом президентом Международном энергетическом агентстве? Основные цели и задачи МЭА сформулированы в Международной энергетической программе, в Программе долгосрочного сотрудничества, а также в документе «Общие цели», одобренном на встрече министров энергетики стран–членов МЭА 4 июня 1993 года:

— совершенствование мировой структуры спроса и предложения в области энергетики путем содействия разработке альтернативных источников энергии и повышения эффективности ее использования;

— укрепление и совершенствование системы борьбы с перебоями в снабжении энергией;

— обработка текущей информации, касающейся состояния международного нефтяного рынка и источников энергии;

— содействие сочетанию экологической и энергетической политики;

— рассмотрение энергетических проблем в глобальном контексте через сотрудничество со странами, не входящими в Агентство, и с международными организациями.

Напомним, что созданное в 1974 году по инициативе госсекретаря США Г.Киссинджера Агентство является форумом, на котором обсуждаются энергетические проблемы. В первую очередь, проблемы стран нетто-импортеров энергоресурсов.

Есть ли реальная альтернатива МЭА?
Россия, ОПЕК и Глобальная энергетическая Хартия

Отметим, что в мае 2009 года фокусе экспертного внимания оказалось и заявление вице-премьера правительства РФ Игоря Сечина о том, что делегация России, скорее всего, не будет участвовать во внеочередной сессии Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), запланированной на 28 мая 2009 года. Ряд экспертов позиционируют данное заявление, как ослабление позиций России. Представляется, что это ошибочное видение.

Сегодня, когда цена на баррель нефти превысила 60 $, настоятельной необходимости форсировать события нет. Проблемы стран нетто-экспортеров нефти очевидны, как и необходимость поиска совместных решений в сфере глобальной энергобезопасности. Страны ОПЕК опираются в оценках энергетического рынка не столько на данные МЭА, сколько на собственные данные и данные независимых институтов. Представляется, что в данном направлении заключена одна из сфер сотрудничества России и ОПЕК.

Европейская энергетическая хартия не имеет перспективы стать когда-либо Глобальной энергетической Хартией. Россия и страны ОПЕК должны взять на себя бремя выработки Глобальной энергетической Хартии. Это станет очевидным уже в ближайшей исторической перспективе. Самостоятельная задача России – это отказ от анклавно-архаичной концепции «энергетическая сверхдержава» и концептуальное оформление Глобальной энергетической Хартии в формате «предложение, от которого нельзя отказаться». О.Маслов

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *