EnergyLand: Чиновники, причастные к реализации Nabucco, не могут скрыть раздражения по поводу договоренности, достигнутой между «Газпромом» и итальянской ENI, о повышении пропускной способности конкурирующего газопровода «Южный поток» до 63 млрд кубометров в год.«У нас состоялась хорошая беседа с нашими российскими друзьями, но, на мой взгляд, в Сочи они зашли слишком далеко», — заметил 18 июня посол Болгарии Петер Попчев (Peter Poptchev), координатор проекта Nabucco, в кулуарах третьей конференции «Энергетический диалог в Юго-Восточной Европе», состоявшейся в городе Фессалоники на севере Греции. По его словам, у России могут быть основания для повышения пропускной способности «Южного потока», «но 63 миллиарда кубометров? Это сделано только для того, чтобы похоронить Nabucco».
Попчев, возглавляющий болгарскую делегацию на переговорах о межправительственном соглашении по Nabucco, заявил в интервью бельгийскому изданию New Europe, что сегодня ситуация складывается лучше, чем когда-либо за последний год, или даже с момента создания Nabucco International. В то же время он отметил, что предложение России об удвоении пропускной способности «Южного потока» не может не вызывать настороженности. По словам посла, это решение может представлять угрозу для Nabucco, если Россия собирается выделять дополнительные объемы газа для «Южного потока» не из собственных ресурсов, а задействовать для этой цели «голубое топливо» из каспийских и среднеазиатских месторождений. «Если речь идет о последнем варианте, у Nabucco могут возникнуть проблемы с сырьевой базой», — полагает он. В то же время, посол напомнил, что президенты Азербайджана и Туркменистана приняли политической решение о содействии Nabucco. Другой вопрос — какова цена этого обязательства. . . Другие участники конференции в Фессалониках отмечали в неофициальных беседах: меморандумы о намерениях или устные заверения среднеазиатских лидеров гроша ломаного не стоят.
Алексей Битеряков из «Газпром-экспорта» в интервью New Europe пояснил, что «Газпром» обладает обширной ресурсной базой в России. Он заметил, что «Южный поток» может заполняться российским газом, но не исключена и транспортировка дополнительных объемов этого сырья из Прикаспия и Средней Азии. «Здесь есть своего рода конкуренция, поскольку источников сырья много. Во-первых, мы уже закупаем большие объемы среднеазиатского газа. Во-вторых, если говорить о Средней Азии, то там существует масса возможностей для дальнейшей разработки имеющихся у них ресурсов», — пояснил он. Битеряков напомнил, что многие месторождения в Туркменистане, Казахстане и Узбекистане располагаются поблизости от уже существующих элементов российской транспортной инфраструктуры.
Россия также пытается замкнуть на себя весь экспорт азербайджанского газа. «У России, очевидно, существует тщательно разработанная и далекоидущая стратегия, но это не означает, что ЕС не может разработать и осуществлять собственную стратегию, — со смехом заметил Попчев. — Он не может зависеть от российской стратегии. Я бы сказал так: в той же степени, в какой Россия, естественно, стремится к диверсификации спроса, ЕС в целом и страны Юго-Восточной Европы в частности имеют все основания для заинтересованности в диверсификации предложения, поэтому их желание строить Nabucco также вполне естественно».
София заявляет о намерении участвовать как в «Южном потоке», так и в Nabucco. «Болгария искренне убеждена в целесообразности обоих проектов», — подчеркнул Попчев, добавив, что по самым сдержанным прогнозам Европа к 2020 г. будет потреблять 100-150 миллиардов кубометров газа. Если учесть, что собственная газодобыча Европы снизится на 30-40%, все три проекта: Nord Stream, «Южный поток» и Nabucco найдут своего потребителя
Комментарии