EnergyLand: Договоренность по Nabucco между Турцией и остальными предполагаемыми странами-транзитерами, такими как Болгария, Румыния, Венгрия и Австрия — важный шаг вперед. Однако пока ни одна из каспийских газодобывающих стран под этим проектом не подписалась.Азербайджан, являющийся одним из потенциальных поставщиков газа для Nabucco, договорился об экспорте газа с российским «Газпромом». Официально газ предназначен для российских потребителей, но его можно также с выгодой перепродавать потребителям из ЕС. Однако объем поставок в рамках этого контракта составляет всего 500 миллионов кубометров газа в год, и поэтому цель его, скорее, заключается в привлечении внимания Запада, а не в перекачке серьезных газовых объемов в Россию.
В этом-то заключается главная проблема Евросоюза: не он один хочет заполучить каспийский газ. Кроме России интерес к нему проявляет Китай, а могут проявить Индия и даже Иран, пишет «The Wall Street Journal».
Проект Nabucco не получает достаточного финансирования, в связи с чем график завершения его строительства к 2014 году может оказаться невыполненным. Консорциум национальных энергетических компаний из стран-транзитеров (OMV, MOL, BOTAS, Transgaz, Bulgargaz) и германская RWE выделят конкретные средства лишь после того, как под соглашением подпишутся газодобытчики. Еще хуже то, что другие трубопроводы, предназначенные для подачи газа в Nabucco, пользуются еще меньшим вниманием со стороны Брюсселя.
На первом этапе по газопроводу Nabucco можно будет перекачивать 10-15 миллиардов кубометров газа только с азербайджанских месторождений. Но чтобы загрузить трубопровод полностью на всю его проектную мощность, составляющую 31 миллиард кубометров газа в год (это около 5 процентов прогнозируемого на момент завершения строительства европейского потребления газа), надо будет получить доступ к туркменским запасам. А чтобы дотянуться до месторождений Туркменистана, придется проложить транскаспийский трубопровод, соединяющий эту страну с Азербайджаном. Этот проект можно было реализовать еще до строительства Nabucco. Но из-за отсутствия политической воли у Запада в начале текущего десятилетия этот план был сорван. Вопреки обычной коммерческой практике, европейцы хотели, чтобы Туркменистан и Азербайджан согласились на строительство газопровода еще до того, как Европа подаст свои заявки на закупку газа. Естественно, оба газодобывающих государства от этого отказались.
Затем в прошлом году делегация ЕС едва не заключила предварительное соглашение с Туркменистаном, но в последний момент все испортила. Туркмены предложили подавать в Nabucco 10 миллиардов кубометров газа в год, но они хотели сохранить эту цифру в тайне до подписания окончательного соглашения, чтобы не сорвать свои переговоры с Китаем, Ираном и Россией по поводу того же самого газа. К сожалению, Еврокомиссия сразу же ознакомила с деталями этого предложения общественность, в связи с чем Туркменистан от него отказался.
Европейцам уже не догнать своих китайских конкурентов, которые только что вложили 3 миллиарда долларов в туркменское газовое месторождение Южный Иолотань, а также активизировали усилия по строительству трубопровода в Китай через территорию Казахстана. Прокладка трубопровода может быть завершена уже в 2010 году — с годичным опережением графика.
Другая возможность заключается в том, чтобы соединить Nabucco с Ираком. У этой страны достаточно природного газа, чтобы заполнить как минимум пять трубопроводов размером с Nabucco. Две из входящих в консорциум Nabucco компании — австрийская OMV и венгерская MOL, уже инвестировали средства в газовые месторождения иракского Курдистана. Однако многие иракские политики предпочитают сохранить газ для внутреннего потребления и экспортировать его через Персидский залив. Ни Вашингтон, ни Брюссель пока не предпринимают попыток уговорить Багдад в отношении Nabucco.
Нельзя сказать, что российская альтернатива Nabucco поживает намного лучше. В прошлый четверг премьер-министр Владимир Путин подписал соглашение с турецким премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом (Recep Tayyip Erdoğan), заручившись поддержкой Турции в вопросе строительства газопровода «Южный поток», который свяжет Южную и Центральную Европу с Россией через Черное море. Но этот проект — не более чем геополитический гамбит. Стоимость прокладки «Южного потока» составляет 20-24 миллиарда долларов. Это самый дорогой трубопроводный проект в истории, и цена его запредельно высока. Предполагаемый показатель мощности газопровода в 61 миллиард кубометров в год кажется притянутым за уши. Но все равно — Россия сделает все возможное, чтобы сорвать проект Nabucco и получить каспийский газ для удовлетворения собственных потребностей, а также, чтобы усилить энергетическую зависимость Европы от Москвы.