Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан развивается успешнее других транспортных магистралей для экспорта нефти из Каспийского региона. В долгосрочной перспективе этот трубопровод, являющийся стратегическим для Азербайджана, может стать главной нефтяной артерией всего Каспийского региона.
Самый-самый
Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) работает как гигантский насос между промыслами в Каспийском море и танкерными терминалами в Средиземном. В первом квартале этого года БТД экспортировал более 8.31 млн т нефти, что на 43.5% больше объема транспортировки с января по март прошлого года.
Пропускная способность БТД составляет 50 млн т в год, протяженность — 1768 км. Его строительство началось в апреле 2003 г., а в июне 2006 г. был загружен первый танкер (см. Приложение 1 и Таблицу 1). Построил трубопровод и владеет им, а также осуществляет общее управление проектом международный консорциум BTC Co. в составе компаний, занятых добычей углеводородов в Азербайджане и Казахстане (см. Таблицу 2). Для акционеров действует тариф $19 за тонну, что вдвое меньше, чем, к примеру, тариф по казахстанско-российской трубе КТК.
Таблица 1. Основные вехи и показатели проекта БТД
Проект одобрен | июнь 2002 |
Начало строительства | апрель 2003 |
Первая нефть в БТД в Азербайджане | 6 мая 2005 |
Первая нефть в БТД в Грузии | 10 августа 2005 |
Первая нефть в БТД в Турции | 17 ноября 2005 |
Загрузка первого танкера | 4 июня 2006 |
Общие капитальные затраты | $3,9 млрд |
Общая вместимость трубопровода | 10,5 млн барр |
Источник: ВТС Со.
Показатели развития БТД выглядят особенно впечатляющими в сравнении с тем, что другой нефтепровод из Азербайджана — Баку-Супса — не работал в этот период вовсе. Трубопровод из Баку в Новороссийск прокачал в 3.5 раза меньше, чем год назад, а объем железнодорожного нефтеэкспорта Азербайджана это время снизился в 4.4 раза.
Таблица 2. Акционеры ВТС Со., (%)
BP (Соединенное Королевство) | 30,10 |
ГНКАР (Азербайджан) | 25,00 |
Unocal (США) | 8,90 |
Statoil (Норвегия) | 8,71 |
TPAO (Турция) | 6,53 |
ENI (Италия) | 5,00 |
Total (Франция) | 5,00 |
Itochu (Япония) | 3,40 |
ConocoPhillips (США) | 2,50 |
INPEX (Япония) | 2,50 |
Amerada Hess (США) | 2,36 |
Источник: ВТС Со.
В Казахстане, крупнейшем каспийском экспортере нефти, темпы развития трубопроводного транспорта отстают от БТД. Например, главная магистраль — Северо-Каспийский трубопровод (известный как КТК) — прокачала в январе-марте 2008 года 7.2 млн тонн, что на 12% меньше, чем годом ранее. Другие трубопроводы увеличили транспортировку по сравнению с прошлогодним уровнем, но, в частности, нефтепровод Атасу-Алашанькоу экспортирует в Китай за год столько же, сколько КТК за квартал.
Складывающаяся картина показывает, что трубопровод БТД оказался в наиболее благоприятном положении и развивается динамичнее всех остальных каспийских маршрутов нефтетранспорта. Причина такого успеха в наличии достаточных запасов азербайджанской нефти для загрузки БТД и в стратегическом интересе к его использованию со стороны экспортеров из соседних стран.
Прогноз правительства
Наращивание объема прокачки по БТД идет очень высокими темпами. С нынешнего среднесуточного уровня 875 тыс. баррелей он выйдет на полную проектную мощность — 1 млн барр/сут, или 50 млн т/г — уже к концу нынешнего года.
Более того, в 2008 году должны быть завершены все работы по расширению пропускной способности БТД до 1,2 млн барр/сут. В долгосрочной перспективе — в 2012-15 годах — расширение трубопровода может продолжиться. Турецкий акционер ВТС Со., компания ТРАО, продвигает идею наращивания мощности БТД до уровня 1.6 млн барр/сут, то есть до 90 млн т/г.
Пока добыча нефти в Азербайджане устойчиво растет. Ее уровень в 2007 г. вырос по сравнению с 2006 г. на 29.4% — до 41.65 млн тонн. В нынешнем году производство увеличится еще на несколько миллионов тонн, и этот рост продолжится до 2025 г полагают национальные власти. Консервативная оценка, которой пока придерживается и RusEnergy, предполагает пик производства в 55 млн т/г.
Но правительство Азербайджана делает более оптимистичные прогнозы, согласно которым максимальный уровень добычи составит 65 млн т/г. Возможно, истина окажется посередине, поскольку иностранные компании возвращаются к проектам, которые отвергли как непривлекательные в период низких цен на нефть. Тем не менее, в основном, азербайджанский рост производства базируется на нефтедобывающем бизнесе компаний-акционеров BTC Co.
Нефть для Джейхана
Главным производителем и экспортером азербайджанской нефти выступает Азербайджанская международная операционная компания (АМОК). Почти все ее акционеры — участники ВТС Со., для которых доставка сырья в Джейхан — это наиболее удобный путь на мировой рынок. В ближайшем будущем они доведут свой объем отгрузки в БТД до 37 млн т/г.
АМОК разрабатывает гигантский по запасам блок морских нефтегазовых месторождений Азери-Чираг-Гюнешли (АЧГ). По последним оценкам, запасы АЧГ составляют 940 млн т и могут быть увеличены за счет присоединения к проекту глубокозалегающих горизонтов, о чем ведутся переговоры с Азербайджаном.
Такие участники ВТС Со., как ВР, Statoil, ГНКАР, являются лидерами другого гигантского проекта — разработки газоконденсатного месторождения Шах-Дениз, где планируется рост производства до 2020 года и добыча конденсата на уровне более 4 млн т/г. Это сырье также будет направлено в БТД, поэтому проекты АЧГ и «Шах-Дениз» со временем обеспечат добычу примерно 50 млн т/г жидких углеводородов.
Но участники этих проектов — не единственные пользователи БТД: к ним жаждут присоединиться нефтяные компании из Казахстана. В первую очередь, это акционеры ВТС Со. — ENI, Total, Itochu, ConocoPhillips, INPEX — участники проекта разработки месторождения Кашаган, а также казахстанская госкомпания «КазМунайГаз».
Нефтяная ротация
В конце марта 2008 г. нижняя палата парламента Казахстана ратифицировала Договор о поддержке и содействии транспортировке нефти из Казахстана через Каспий и территорию Азербайджана на международные рынки посредством системы БТД. Объем казахстанских поставок может составить 56 млн т/г. Главным источником должно стать месторождение Кашаган, другие морские и прикаспийские залежи, а также сухопутный гигант Тенгиз.
Ляззат Киинов, вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана, представляя договор депутатам, пояснил: «Нам без БТД не обойтись, а если объем пойдет больше на море, то тогда встанет вопрос о строительстве трубы». Этот план использования трубопровода в Джейхан предусматривает совместное с Азербайджаном строительство Казахстанской Каспийской Системы Транспортировки (ККСТ) стоимостью $5 млрд
На начальном этапе казахстанская нефть будет перевозиться небольшими танкерами дедвейтом до 12 тыс. тонн, а по мере увеличения объема транзита в транспортировку включатся более мощные суда. Когда же объем транспортировки превысит 35 млн т/г, может быть построен Транскаспийский нефтепровод Курык-Баку. В апреле текущего года ГНКАР и «КазМунайГаз» начали переговоры о практической реализации проекта.
По мере того как будет снижаться объем добычи азербайджанской нефти, ее место в БТД начнет восполнять и дополнять казахстанское сырье. А в ближайшие несколько лет сумма объемов этих нефтей может превысить проектную пропускную способность трубопровода в Джейхан. Для преодоления этой проблемы ВТС Со. и провозглашает планы расширения до 60 млн т/г, а затем до 90 млн.
Поэтому уместным будет такое сравнение: если азербайджанская нефть обеспечивает БТД быстрый рост, то казахстанская — гарантирует ему долгую жизнь.
Конкурирующие пути
Тем не менее, уже в ближайшие годы БТД может столкнуться с конкуренцией за казахстанскую нефть. Дело не столько в запуске трубопровода Баку-Супса в мае-июне текущего года, поскольку им пользуется компания ExxonMobil (США), участник АМОК, не вошедший в ВТС Со.
Конкуренцию способно создать расширение трубопровода КТК с 32 до 67 млн т/г, куда отправится значительная часть сырья начального этапа развития ККСТ. В апреле акционеры КТК приняли компромиссное решение об актуализации ТЭО расширения, что говорит о возможности самого строительства, начиная с 2009 г.
В 2011-13 годах вступит в строй 2-я очередь нефтепровода Казахстан-Китай, который будет продлен до восточного побережья Каспия с увеличением пропускной способности до 20 млн т/г. А после 2015 года казахстанские нефтяники хотят вернуться к проекту строительства трубопровода Казахстан-Туркменистан-Иран (КТИ) на 25-50 млн т/г.
Нынешний же оператор разработки Кашагана итальянская компания Agip KCO помимо транскаспийского транзита готовит проекты строительства связанных между собой нефтепроводов от месторождения к Черному морю через Россию, и Самсун-Джейхан на 60-70 млн т/г.
В будущем скидки?
Развитию иранского направления мешают нынешние американские санкции, реализации планов Agip KCO — неустойчивое положение в проекте, так как срок операторства компании в Кашагане может закончиться после 2015 г. Российский транзит осложняется политическими трениями с западными и прозападными странами, главными покупателями каспийской нефти.
Но, напомним, и проект строительства БТД в конце 1990-х годов казался политизированной фикцией, лоббируемой Вашингтоном. Однако благодаря высоким ценам на нефть идея трубопровода материализовалась, а теперь он вступил в фазу бурного роста. Политические режимы меняются быстрее, чем спрос на нефть, поэтому мировая конъюнктура с течением времени может актуализировать конкурирующие проекты, выглядящие пока рискованными.
Вполне возможно, что для сохранения статуса основного экспортного трубопровода из Каспия через пять-десять лет БТД придется предоставлять скидки и преференции клиентам. Сейчас ВТС Со. указывает, что тариф в $19/т действует только для акционеров, а для сторонних пользователей будет существенно выше.
Для казахстанских поставщиков, вынужденных существенно тратиться на доставку нефти в Баку, это тяжелое условие. Поэтому у «КазМунайГаз» уже есть план строительства совершенно нового нефтепровода через Азербайджан, минуя и Россию и БТД. Так что менеджмент ВТС Со. после нынешней эйфории еще ждет непростая работа с клиентами.
БТД: основные данные
Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) пересекает три страны. Протяженность трассы по территории Азербайджана — 443 км, Грузии — 249 км и Турции — 1076 км. Диаметр нефтепровода: на территории Азербайджана — 42 дюйма, Грузии — 46 дюймов, в Турции — 42-34 дюйма.
На всей трассе БТД задействованы 7 насосных станций. Одна из них установлена в Азербайджане, 2 — в Грузии и 4 — в Турции. Насосная станция, снижающая давление в нефтепроводе и расположенная в Турции, служит для уменьшения скорости нефтяного потока на участке резкого спуска от высокогорья Анатолийского плато к побережью Средиземного моря.
Толщина стенки труб, в зависимости от чувствительности участков к охране окружающей среды, меняется от 8,74 мм до 23,8 мм. В сейсмоактивных зонах предусмотрены более толстостенные трубы. Трубопровод обеспечен коррозийной защитой в виде обетонированных труб, катодной защиты, а также трехслойного покрытия высокопрочной полиэтиленовой пленкой.
Скорость нефтяного потока в трубах при полной пропускной способности нефтепровода составляет 2 м в секунду, что обеспечивает прокачку нефти от Сангачальского до Джейханского терминала в течение 10 суток. Джейханский терминал способен одновременно загружать два танкера водоизмещением по 300 тыс. тонн каждый. Скорость загрузки танкеров — 60 тыс. баррелей нефти в час.
Приложение 2
На паритетной основе
Казахстанская Каспийская система транспортировки (ККСТ) призвана обеспечить на начальном этапе — еще без строительства специальных объектов — отгрузку от 2,5 млн тонн в год. Затем она должна увеличить объем транзита до 7,5 млн тонн в год. Для транспортировки больших объемов — от 23 млн, а затем 35 млн и 56 млн тонн в год — необходимо построить дополнительные мощности.
24 апреля сенат Казахстана ратифицировал договор с Азербайджаном о транспортировке нефти посредством системы Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Предполагается, что в мае его подпишет президент Казахстана, после чего договор вступит в силу. В этом же месяце национальные компании ГНКАР и «КазМунайГаз» подпишут соглашение об образовании СП, которое займется строительством всех объектов ККСТ.
Завершение создания системы планируется к концу 2012 года. Для обеспечения транзита предстоит построить нефтепровод Ескене-Курык протяженностью 739 км. На первом этапе его пропускная способность составит приблизительно 20 млн тонн в год, стоимость около $1,4 млрд. Строительство терминалов в Казахстане потребует около $500-600 млн. Количество танкеров, задействованных в перевозках, будет зависеть от мощности системы транспортировки. Судно дедвейтом 60 тыс. тонн сможет перевозить до 5 млн тонн в год. Стоимость каждого такого танкера оценивается в $70-80 млн.
Кроме того, по словам министра экономического развития Азербайджана Гейдара Бабаева, возможно строительство нового трубопровода, параллельного трассе БТД, для восточнокаспийской нефти.
Таблица 3. Этапы развития Казахстанской Каспийской Системы Транспортировки
Параметры | 2008-2010 | 2010-2012 | 2012-2015 | 2015-2025 |
Среднегодовой объем, млн т | 2.5-5 | 7.5 | 23 | 35-56 |
Транспорт | Танкеры 12 тыс. т | Танкеры 12 тыс. т | Танкеры 63 тыс. т | Трубопровод |
Источник: RusEnergy
Игорь Ивахненко ©RusEnergy
(статья подготовлена RusEnergy специально для Oil & Gas Journal; опубликована в номере за май 2008 г.).
Комментарии