«Газпром» намерен предложить европейским партнерам совместно построить сеть автомобильных газонаполняющих заправок. По мнению главы концерна Алексея Миллера, газ может стать подходящей альтернативой бензину или дизельному топливу. Эксперты полагают, что первые зарубежные газовые заправки «Газпрома» могут появиться в Германии или Италии.
Алексей Миллер предложил европейским партнерам совместный проект по созданию масштабной сети автомобильных газонаполняющих станций в Европе. Создание такой сети особенно актуально с учетом того, что газ становится все более реальной альтернативой бензину или дизелю, отметил он и напомнил, что в Германии цена бензина в 1,7 раза выше, чем цена газа. По словам г-на Миллера, реальной альтернативы использованию углеводородов в настоящее время нет и в ближайшие десятилетия не будет. «Попытка заменить топливо биологическим привела к угрозе мирового продовольственного кризиса, а газ становится более реальной альтернативной заменой бензина или дизеля», — добавил он.
Ранее Европа заявляла о планах к 2020 году довести долю биотоплива до 10% от всего потребления горючего в Европе. Однако в последнее время многие эксперты стали бить тревогу, указывая на то, что эта стратегия может обречь на голод миллионы людей. Так, в своем недавнем докладе международная организация по борьбе с голодом Oxfam заявила, что производство биотоплива спровоцировало рост мировых цен на продукты питания на 30%, увеличив количество бедных на 30 млн человек.
Автомобильный парк Европы нуждается в огромном количестве топлива. Правительства стран ЕС сегодня призывают автовладельцев пересесть на электрокары, трактуя это как способ избежать экологической катастрофы, говорит Константин Прохорцев, директор по исследованиям консалтингового агентства «Автокадр». Однако подобный транспорт увеличит потребление электроэнергии, а это опять же требует дополнительных ресурсов для ее выработки. В этом случае газ для ЕС можно рассматривать как временное альтернативное решение, которое позволит на определенный срок сократить расходы собственных ресурсов и снизить финансовые издержки. В свою очередь, это даст Европе возможность сделать плавный переход на развитие собственной структуры альтернативных источников энергии, отмечает г-н Прохорцев.
В настоящее время во всем мире на сжатом газе работает свыше 3,2 млн транспортных средств. Только за прошлый год потребление природного газа на автотранспорте в мире выросло на 30%. Наиболее высокий рост наблюдается в странах ЕС. Европа планирует к 2020 году заместить до 10% моторного топлива природным газом.
Европа не должна противодействовать проникновению «Газпрома» на свой рынок АЗС, уверен аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин. Так как на этом рынке хорошо развита конкуренция, то монополии российского газового гиганта быть не может. Первые заправки «Газпрома», по его мнению, могут появиться в Германии или Италии, так как там люди менее консервативны и умеют считать деньги. А поскольку газ более дешевый и экологически чистый вид топлива, чем бензин, то европейским потребителям появление дополнительных газовых заправок, которых пока не так много, будет выгодно. Для «Газпрома» же это — новый вариант реализации конечному потребителю сырья с высокой добавленной стоимостью, заключает эксперт.
ЮЛИЯ НАЗАРОВА, ДМИТРИЙ ПАНОВ
Комментарии