The Economist: Мировая экономика расплачивается за дорогую нефть

Портал «Нефть России»:  Цены на нефть падают и приближаются к отметке в $100 за баррель, и многими воспринимается с облегчением, пишет The Economist сегодня, 12 сентября. Но еще совсем недавно, 11 июля, они превышали $147 за баррель, что привело к серьезным негативным последствиям для мировой экономики, которой, возможно, еще долго придется расплачиваться за дорогую нефть.

Как утверждает британское издание The Economist, высокие цены на нефть нанесли богатым развитым странам не меньший ущерб, чем крушение кредитных рынков. И даже такие страны, как Германия и Япония, которые не так зависимы от заемных средств, пострадали не меньше, чем США и Великобритания.

В этих условиях недавнее падение цен на нефть (и продовольствие) должно быть благом для потребителей. Однако эти цены упали далеко не достаточно для того, чтобы сильно порадовать центробанки. Инфляция должна ослабевать вместе со снижением цен на сырьевые товары, но, как указывает Economist, некоторые из тех, кто определяют монетарную политику, опасаются, что инфляция не сможет быстро опуститься до терпимого уровня. Они боятся, что высокие цены на нефть могли ослабить потенциальный темп роста экономики, и увеличив при этом инфляцию. И если это так, то ослабление темпа увеличения ВВП может не создать достаточной слабины экономики, чтобы вызвать снижение инфляции.

По мнению журнала, на такую возможность указывал член Управляющего совета Европейского центробанка (ЕЦБ) Атанасиос Орфанидес (Athanasios Orphanides) на конференции «ЕЦБ и его наблюдатели», которая состоялась во Франкфурте 5 сентября. По его словам, увеличение относительной цены на нефть повышает стоимость энергоемкого производства, делая отдельные предприятия бесприбыльными. Нефтяной шок может даже привести к уменьшению минимального запаса резервных мощностей, если он производство из-за него упадет больше, чем капиталовложения. По этой причине тем, кто устанавливает фискальную политику, следует быть острожными, и не допускать чрезмерного стимулирования экономики. По мнению Орфанидеса, одной из ошибок этой политики, которая привела к стагфляции в 1970-е г., было не обратить внимания на тот эффект, который оказывает дорожающая нефть на жизнеспособное производство.

Согласно последним исследованиям Организации экономического сотрудничества и развития, цены на нефть на уровне $120 за баррель могут за несколько лет снизить потенциально возможный объем производства на 4% в Америке, и на 2% — в еврозоне, где меньше нефти приходится на каждую статью ВВП). Но, поскольку модернизация в машиностроении происходит не быстро, это влияние, по мнению издания, скорее всего, будет распространяться постепенно, начиная со снижения потенциального роста ВВП США на 0,2 процентных пункта в год.

При этом, как отмечает журнал, многое будет зависеть от того, как корректируются другие расходы. Если компания может компенсировать часть возросших счетов за нефть за счет понижения реальной заработной платы (либо через повышение цен, либо через снижение выплат), большая часть ее основного капитала может остаться жизнеспособной. Так может произойти в Америке, где рост почасовой оплаты труда ниже уровня инфляции, и основной удар от нефтяного шок пришелся на рабочих. В еврозоне, напротив, отмечается больше признаков того, что заработная плата быстрее растет вслед за инфляцией. И глава ЕЦБ Жан-Клод Трише (Jean-Claude Trichet) уже предупредил, что влияние дорогой нефти на потенциальный рост экономики «нельзя считать незначительным». «А это беспокойство банка может создать барьер для быстрого сокращения процентных ставок», — заключает The Economist, как передает «РосФинКом».
 

картинка  с сайта http://pics.rbc.ru/

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *