КАК ОБОЙТИ ЛОВУШКУ? Спор о нефтегазовых контрактах может нанести ущерб имиджу России в Сербии

RPMonitor:  В последние месяцы в Сербии разворачивается массированная антироссийская кампания, главной темой которой стала не политика, а экономика. Стартовым информповодом стал визит в Сербию главы российского МЧС Сергея Шойгу после выдвинутого официальным Белградом требования о пересмотре ранее достигнутых договоренностей в энергетической сфере, в частности – о покупке «Газпромом» сербского нефтегазового гиганта «НиС».

Напомним, что контракт был подписан в конце января 2008 года в Москве. Сербскую делегацию возглавлял тогдашний премьер-министр Воислав Коштуница. Интересно, что, хоть и не в составе делегации, в Москве в это же время находился и президент Сербии Борис Тадич. Подписание данного контракта как Тадичем, так и Коштуницей было использовано как свидетельство «поддержки со стороны России», что было особенно важно для Тадича на фоне проходивших в то время президентских выборов.

Впрочем, уже тогда близкий к Тадичу министр экономики Динкич – человек крайне либеральных взглядов, проводник политики НАТО в Белграде, заявил, что подписанный контракт «унизителен для Сербии», поскольку «Газпром» собирается заплатить за НиС «слишком мало». Это, в целом, соответствовало и позиции брюссельских евроструктур, дававших понять Белграду, что договор, подписанный в Москве, лучше не ратифицировать. Тем не менее, ратификация прошла успешно, хотя Динкич и предпринимал попытки ее заблокировать.

Однако часть вопросов экономического характера до сих пор осталась неурегулированной, что дало повод антироссийским силам продолжить кампанию в сербских СМИ. При этом необходимо понимать, что главная цель этой акции – не столько пересмотр нефтегазового соглашения, сколько подрыв имиджа России в Сербии. В сознании сербского обывателя создается негативный образ РФ, которую преподносят как «большую газовую корпорацию», преследующую исключительно собственные выгоды. Сербам внушают, что принципиальная позиция России по Косово обусловлена чисто меркантильными соображениями.

В ситуации, когда геополитические и мировоззренческие симпатии сербов пытаются «переформатировать», переключив их с Востока на Запад, Россия ведет себя на сербском направлении инертно и пассивно.

Нет никаких признаков того, что «Газпром», купивший «НиС», предпринимает какие-то шаги по улучшению своего (а следовательно – и российского) имиджа в Сербии. При этом российский газовый гигант вкладывает значительные средства в PR-проекты в целом ряде европейских стран – Германии, Австрии, Франции, Чехии, Словакии. Почему бы «Газпрому» не заняться подобной деятельностью и в Сербии? Направлений для работы здесь великое множество – от гуманитарных программ для сербских жителей Косово до восстановления объектов, разрушенных натовскими бомбардировками в 1999 году. Москве, очевидно, нужно думать и о поддержке пророссийских сил в стране, которые пользуются симпатиями, как минимум, половины сербских избирателей.

Уникальность Сербии состоит в том, что сегодня это – единственная европейская страна, жители которой в массе своей продолжают любить Россию, испытывать к ней братские чувства. Очевидно, однако, что такую Сербию не ждут в ЕС. Необходимо понимать, что психологическая обработка населения в антироссийском ключе будет продолжаться и впредь. Конечной целью антироссийской пропаганды должно стать вступление Сербии в НАТО, со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями. Пренебрегая работой с сербским общественным мнением, мы теряем последнюю возможность остановить натовскую экспансию в Сербии. Вместо того чтобы помочь Белграду закрепить за собой статус нейтральной и дружественной страны, мы рискуем стать свидетелями превращения Сербии в натовский плацдарм, откуда легко перебрасывать войска в Прикаспийско-Черноморский регион.

Об авторе: Александр Кравченко – руководитель проекта СРПСКА.РУ (www.srpska.ru)

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *