«Южный поток» для всей Европы

Фонд стратегической культуры: Подписанные на этой неделе в Москве договореёности об участии Венгрии в сооружении газопровода «Южный поток» стали ещё одним важным шагом на пути к реализации этого не имеющего аналогов российского проекта для Балкан и остальной Европы. На очереди – заключение аналогичных соглашений со Словенией и другими государствами. Кроме того, согласно имеющейся информации, к участию в проекте могут подключиться ранее находившиеся в стороне Босния и Герцеговина, Черногория и даже Албания. Не случайно известная своей близостью к оппозиции тиранская «Газета шчиптаре» («Албанская газета») в последние дни поместила ряд материалов на российскую тему, в которых, в частности, с тревогой говорится о возможности заключения нового стратегического «пакта с Россией» с участием США и Евросоюза, который якобы способен ни много ни мало закрепить «монополию России на энергетические ресурсы»…

«Если всё будет идти так, как мы полагаем, то до 2015 года «Южный поток» будет построен — эти слова, сказанные на пресс-конференции 10 марта премьер-министром Венгрии Ференцем Дюрчанем, значат гораздо больше, чем мнение главы правительства отдельно взятой страны. Ведь Будапешт в последние годы играет все более важную роль в решении энергетических вопросов Центральной и Юго-Восточной Европы. Не случайно именно через территорию Венгрии в настоящее время осуществляется транзит российского газа в Сербию, Черногорию и Боснию и Герцеговину. Кроме того, позицию венгерских властей традиционно учитывают власти Австрии, Сербии, Боснии и Герцеговины и других государств региона, имеющих с Будапештом тесные исторические связи.

Недавний конфликт вокруг поставок российского газа через территорию Украины и мировой финансовый кризис требуют искать новые варианты обеспечения общеевропейской энергетической безопасности. И в этом отношении интересы России и балканских государств полностью совпадают. Дело здесь не в «энергетическом монополизме» Москвы, а в объективных финансово-экономических выгодах, включая снижение рисков и обеспечение транзитных выплат.

Не случайно именно по вопросу о «Южном потоке» сегодня проходит одна из ключевых линий раскола в Евросоюзе. Брюссельская бюрократия и финансово-экономические структуры продолжают активно лоббировать маршрут «Набукко», который планируется проложить в обход России и Украины.

Однако этот проект больше порождает вопросов, чем даёт ответов, уверен российский премьер-министр Владимир Путин. На встрече с Ференцем Дюрчанем он подчеркнул, что «Набукко» не решит проблем: «Да, он обходит Украину — это правда, но он не уменьшает количество транзитных стран, а увеличивает их. Это Азербайджан, Турция, Грузия, но и этого недостаточно, потому что наполнения не будет без присоединения к этому проекту, скажем, Ирана». Между тем подключение находящегося под международными санкциями Тегерана к обеспечению энергетической безопасности Евросоюза пока что проблематично. Да и с точки зрения текущих затрат сооружение «Южного потока» на несколько миллиардов евро выгоднее.

Вот почему сотрудничество балканских стран с Россией в энергетической области носит стратегический характер, отвечая интересам ВСЕХ европейских потребителей. И вот почему столь значительные силы противодействуют российским проектам, уверен председатель Экономического совета Демократической партии Сербии, депутат сербской Скупщины Ненад Попович. Его страна одной из первых подписала в 2008 году соглашение об участии в «Южном потоке». В беседе с автором этих строк Н.Попович подчеркнул, что и в Сербии, и в странах-членах Евросоюза, и в руководстве ЕС продолжают действовать влиятельные силы, готовые сделать энергетическую безопасность Балкан и всей Европы заложницей собственных корыстных финансово-экономических интересов: «Речь идёт о нескольких лобби. Самое крупное и опасное связано с двумя крупнейшими нефтегазовыми компаниям из окружающих Сербию стран — членов Евросоюза». Этими компаниями являются венгерский нефтегазовый концерн MOL и австрийская нефтегазовая группа OMV. Именно они весь 2008 год работали против российско-сербского соглашения, предусматривающего участие Сербии в проекте «Южный поток» и покупку «Газпром нефтью» предприятия «Нефтяная индустрия Сербии»: «Эти компании-монополисты попросту не хотят конкуренции со стороны «Газпрома». Поэтому их главной задачей является покупка имеющихся в балканских странах нефтеперерабатывающих мощностей и другой инфраструктуры — пусть даже и по завышенной цене — с тем, чтобы затем закрыть их как ненужных конкурентов. Они сегодня делают все возможное для того, чтобы «Газпром» и российский капитал в целом, который имеет свои законные интересы в регионе, не пришел в Сербию и другие балканские страны. Однако объективные интересы всё-таки берут верх над политическими спекуляциями — говорит Ненад Попович.

С депутатом Скупщины Сербии полностью согласен его коллега из Воеводины — заместитель председателя Скупщины (парламента) этого сербского автономного края Игор Мирович, заявивший в недавней беседе с автором этих строк: «В российских инвестициях я вижу шанс для всего балканского региона. Сербо-российское соглашение позволит нам создать новые энергетические мощности — гидроэлектростанции, работающие на газе теплоэлектростанции. Я уже обсуждал это с представителями российской компании «Технопромэкспорт». Соглашение открывает путь в Сербию другим российским компаниям, в том числе финансовым. Наша страна благодаря подключению к будущему газопроводу «Южный поток» и сооружению при помощи России на нашей территории газохранилища «Банатски двор» превратится из крупного покупателя газа в регионального лидера по его распределению. Сербия может и должна пойти дальше в сотрудничестве с Россией. Аналогичная схема могла бы быть реализована при продаже компании «Электропривреда Сербии», «Сербских железных дорог», в восстановлении нашего военно-технического потенциала, сильно пострадавшего от натовских бомбардировок 1999 года, а до этого базировавшегося на российских стандартах. Я уже два десятилетия работаю в хозяйственно-финансовой сфере и могу утверждать, что российские инвестиции окажут исключительный эффект на экономику Сербии. Да и многие в Европе — болгары, немцы — только после недавнего газового кризиса поняли, как важно ликвидировать транзитную монополию Украины. Сделать это можно путём реализации российских проектов сооружения газопроводов «Северный поток» и «Южный поток»… Что ж, лучше не скажешь…

_________________

Петр Ахмедович ИСКЕНДЕРОВ — старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель газеты «Время новостей».

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *